ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме

Петрова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио  или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратное, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе 

Выбор темы проектной работы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Составление плана действий.

Далее составляется план действий по реализации идей проекта.

 На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

Презентация проекта.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта".

Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников 

  1. «Открытые ладони. Свет познания – весна 2018»

URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya 

Уровень: федеральный

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба. Создатели лучших исследовательских работ награждаются дипломами и сертификатами конкурса «Свет познания – весна 2018».

  1. «Звёздная дорожка»

URL:  http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/

Уровень: федеральный

  1. Международный педагогический портал «Солнечный свет»

URL:  https://solncesvet.ru

Уровень: федеральный

  1. «Обучонок»

URL:  http://obuchonok.ru/opublikovat

«На образовательном портале "Обучонок" можно разместить и качественно опубликовать исследовательскую работу или проект учащегося (ученика) и получить Свидетельство о публикации для руководителя (учителя) и Сертификат о публикации для учащегося.

Образовательный портал исследовательских работ "Обучонок" качественно публикует:
- исследовательские работы (проекты) учащихся школ, гимназий, лицеев;
- проекты воспитанников ДОУ (детского сада).

  1. «Снейл»

URL:  https://nic-snail.ru

Уровень: региональный



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали, проекты в начальной школе

  1. Портал «О детстве»

URL: https://www.o-detstve.ru/competition

уровень: федеральный

  1. «Школьные проекты»

URL: http://school-projects.ru/portal/competitions

уровень: федеральный

  1. «Солнечный свет»

URL:  https://solncesvet.ru

уровень: федеральный

  1. «Звёздная дорожка»

URL:  https://solncesvet.ru

уровень: федеральный

  1. «Новые горизонты»

 URL:  http://dk-talant.ru

уровень: федеральный



Предварительный просмотр:

Темы  исследовательских работ в области начального образования

1. Компьютерные игры – хорошо это или плохо? (окружающий мир)

2. История улиц родного города (окружающий мир)

3. Лечат ли комнатные растения простуду? (окружающий мир)

4. Каким воздухом мы дышим (окружающий мир)

5. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?  (окружающий мир)

6. Великолепные цифры (математика)

7. Время. Измерение времени. Часы (математика)

8. Секреты таблицы умножения (математика)

9. Числа в сказках (математика)

10. Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса (математика)

11. Календарь семейных профессий (окружающий мир)

12. Пиноккио и Буратино (литературное чтение)

13. Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно (русский язык)

14. По тропинкам басни (литературное чтение)

15. Детские музыкальные инструменты (музыка)

16. Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит» (литературное чтение)

17. Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода? (окружающий мир)

18. Опасности двора (окружающий мир)

19. Новогодняя красавица (окружающий мир)

20. Здоровый образ жизни (окружающий мир)



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

  1. «Моя малая родина»  (Исследовательский)
  2. «Дом, в котором я хочу жить» (Исследовательский)
  3.  Почему осенью деревья разного цвета? (Исследовательский)
  4. Как животных цвет защищает? (Исследовательский)
  5. Генеалогическое дерево моей семьи  (Исследовательский)
  6. «Океанариум и его удивительные жители» (Творческий)
  7. «Театр теней» (Творческий)
  8. «История новогодней игрушки» (Творческий)
  9. «Моя семья» (Творческий)
  10.  «Математика вокруг нас» (Учебный)
  11.  «Наше питание» (Учебный)
  12.  «Зачем нужны знаки препинания?» (Учебный)
  13.  «Семейный бюджет» (Учебный)
  14.  «Литературные места нашего города» (Информационный)
  15.  «Путь к спортивной славе» (Информационный)
  16.  «Наши защитники» (Информационный)
  17.  «Переменки интересно и полезно» (Социальный)
  18. «Давайте говорить друг другу комплименты» (Социальный)
  19. «Ветеран живёт рядом» (Социальный)
  20.  «Книжкин дом» (Социальный)



Предварительный просмотр:

Список  рекомендуемой литературы для учителя

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков – М., 2000.

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

3. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

5. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе» //Литература в школе.-2004.№12.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....