Опыт работы: "Мейндмейпинг на уроках в начальных классах"
опыты и эксперименты по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_gapon_t.a.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода интеллект - карт на уроках в начальных классах с целью формирования познавательных УУД в рамках требований ФГОС
Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем семинаре "Использование метода интеллект - карт на уроках в начальных классах.
В недавнем прошлом в моей педагогической деятельности произошли изменения: я пришла работать в МБОУ лицей № 1 учителем начальных классов и совместитель учитель истории. С первых дней я поняла, что приемы, методы и формы работы, используемые мной на уроках в среднем звене, не применимы для детей 7-10 лет. Это подтолкнуло меня к поиску форм и методов успешного формирования познавательных умений и подготовки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.
Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку. (Слайд № 3) Учитывая вышесказанное, мне хотелось бы предложить сравнительно новый метод успешного формирования познавательных учебных действий, активно используемый во всем мире, но ещё не популярный в России. Речь идёт о методике построения ителлект - карт. Что же такое интеллект- карты и как они могут вам пригодиться?
История создания
Рождение данного метода связано с именем английского психолога Тони Бьюзена, который, стараясь ответить на вопрос: «Как научить учиться?», заинтересовался возможностями мозга. В начале 70-х годов прошлого века он, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга.
(Слайд № 4) Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps” майнд – мэп)
В разных источниках по-разному дается определение понятия "интеллект-карта". Вот некоторые из них:
Интеллект-карта – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека. Интеллект-карты – это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста. Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Обобщая выше сказанное, получаем:
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
Вы скажете, что это всем известно: в арсенале педагога уже есть такие формы и методы. Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:
1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия мы теряем остроту восприятия, следствием чего является снижение объема запомнившейся информации.
2. Большие временные потери. Сначала время расходуется на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т. д.), потом - на прочтение и поиск необходимой информации.
3. Отсутствие творчества. Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.
И, кроме вышесказанного, эти формы работы с информацией трудно применимы на уроках в начальной школе.
Автор методики интеллект - карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты. Правое же решает абстрактные задачи.
Современные обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это подтверждают и результаты диагностики обучающихся на начало обучение в 1классе, представленные на диаграмме.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что использование преимущественно левого полушария блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, не даёт развиваться ассоциативному мышлению.
Альтернативой традиционных методов работы с информацией, на мой взгляд, являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.
Создавать интеллект - карту просто; к тому же при этом вы получаете удовольствие от творчества и тратите меньше времени, чем на работу с обычными текстами. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете интеллект - карту , вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга! Да и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга). Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования УУД обучающихся очень разнообразно.
Одна из первых интеллект-карт, созданная обучающимися в моей практике, стала ИК по теме «Части речи (обобщение)» 2 класс.
Что мы делали на уроке? Основные геометрические фигуры будущей ИК были выведены мною. На этапе определения темы урока учащиеся самостоятельно определяют главное понятие урока и в соответствии с правилами составления ИК располагают его в центре белого листа. Определяя задачи урока дети заполняют ассоциативный ряд второго порядка. Затем, учащиеся заполняли признаки каждой из частей речи через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. На этапе закрепления знаний я предложила ребятам подобрать картинки к каждой части речи. Это позволило определить степень понимания и усвоения каждого из понятий. Таким образом я познакомила учащихся и с правилами составления ИК.
Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект - карты, т. е. учить и учиться с удовольствием.
ИК эффективны и при проверке теоретического материала. На уроке обобщения по «Имя существительное» в ходе выполнения заданий учениками 3 класса была составлена ИК «Признаки имени существительного». На следующем уроке учащиеся по этой теме написали контрольный диктант с заданием. (Слайд №21) В результате уровень качества усвоения теоретического материала по этой теме составил 92 % по сравнению с результатами контрольного диктанта с заданием в конце 2 класса. Они составляли 51 %.
С помощью интеллект-карт очень легко научить учащихся начальной школы запоминать стихотворения и содержания прозаических произведений.
Эффективность моей работы в этом направлении подтверждают мои ученики. Становятся участниками и победителями как школьных литературных конкурсов, так и районного конкурса чтецов «Путешествие в страну веселого детства».
Интеллект-карта может быть использована как метод контроля знаний. Интеллект-карта, составленная учеником может продемонстрировать его способность оперировать учебным материалом, его слабые и сильные стороны в изученной теме. Кроме того, учитель может с первого взгляда определить те вопросы, в которых ассоциативная цепочка по каким-то причинам оказывается нарушенной. Благодаря интеллект-карте я получают ясное и объективное представление о знаниях учащегося. Этот метод обеспечивает экономию времени, которое уходит на проверку традиционных письменных заданий и упражнений.
Подведем итоги. Метод интеллект - карт позволяет учитывать уровень когнитивного развития учащихся и способствует формированию у учащихся познавательных УУД.
Использование интеллект-карт позволит учащимся:
- задействовать оба полушария головного мозга
- повысить работоспособность
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
- улучшить все виды памяти
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- формировать орфографические и пунктуационные навыки
- обогащать словарный запас
- а главное - повышать результативность
Данный метод дает учителю возможность:
- повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины когнитивных затруднений
- корректировать знания учащихся
Думаю, вас заинтересовал этот семинар, и вы захотите применить в своей практике данную форму работы.
И в заключении своего выступления хотелось бы пожелать, используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Элвина Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты». Творческих успехов всем нам, коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"
Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети...
Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"
В начальную школу дети уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...