Лекция по теме: «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»
презентация к уроку на тему
«Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Гиппократ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_dek_2017.ppt | 2.53 МБ |
mo_dek_2017.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Гиппократ
Десегрегация- расширение доступа к образованию (widening participation); Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление); Мэйнстриминг (mainstreaming); Инклюзия (от англ. inclusion – включение).
Барьеры для инклюзивного образования: • Отсутствие гибких образовательных стандартов. • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса. • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ . • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных педагогических ставок.
Интегрированное обучение – обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов.
Цель интегрированного обучения – создание в образовательном учреждении оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих образовательных программ, оказание коррекционной помощи по преодолению отклонений в развитии, формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблеме лиц с особыми образовательными потребностями, успешная социальная адаптация учащихся.
Цели и задачи государственной политики в области интегрированного образования: Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на получение общего образования , на доступ к информационным и в целом жизненным ресурсам окружающей среды Повышение социокультурной самостоятельности детей и подростков с ОВЗ Создание системы непрерывного интегрированного образования детей с ОВЗ через организацию в ДОУ, общеобразовательных школах, техническом , профессиональном и высшем образовании «интеграционной среды», благоприятных условий.
Цель деятельности образовательного учреждения в условиях интеграции – дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. . Задачи: -создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности. -организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса интегрированного образования через взаимодействие диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности. -мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения. -преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность. -постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности. -охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей. -социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Задачи социальной интеграции: Создать условия, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ реализовать себя, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми. Помочь окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности. Методологической базой интеграции детей является принцип равных прав и возможностей в получении образования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования ОО - общеобразовательная организация АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа СИПР - специальная индивидуальная программа развития ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о: 2016-2017 уч.г. - 1 кл. 2017-2018 уч.г. - 1 и 2 кл. 2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 кл. 2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 кл.
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова ) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития. Дети с нарушением поведения и общения. Дети с умственной отсталостью. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3 Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2, 5.3 Дети с нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2, 7.3 Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
Типичные затруднения у детей с ОВЗ: • отсутствует мотивация к познавательной деятельности; • низкий темп выполнения заданий; • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); • низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии); • низкая самооценка; • повышенная тревожность; • нарушение координации движений; • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; • трудности в понимании инструкции; • нуждаются в постоянной помощи взрослого.
Дети с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо: • начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития; • ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, неприсутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка; • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Ведущим принципом в школе для обучающихся с ОВЗ является коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса. Коррекция (лат. улучшение, исправление) – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта). Принцип коррекционно-развивающего обучения – предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ; -УБЕЖДЕНИЙ ВЗГЛЯДОВ , СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗУН (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ), НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ -РАЗВИТИЕ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ОСЛАБЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ , ПРОИСХОДЯЩИХ В ПСИХИКЕ, ИНТЕЛЛЕКТЕ , ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ; - РАЗВИТИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ , САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ. Функции коррекционно-педагогического процесса:
НАПРАВЛЕНА НА: - СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСВОЕНИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ; - КОРРЕКЦИЮ НЕДОСТАТКОВ В ФИЗИЧЕСКОМ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ; -СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ. Программа коррекционной работы
Внешние условия – безбарьерная среда: - Вход в школу - Внутреннее пространство школы - Школьная раздевалка - Школьная столовая - Школьный туалет - Спортивный зал - Школьная библиотека - Классные кабинеты - Территория школы
Внутренние условия: - уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; - возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; - психологическая готовность к интегрированному обучению.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: - Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. - Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. - Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. - Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Интегрированное (инклюзивное )образование требует поддержки со стороны команды профессионалов: В идеале такая команда состоит из: Педагога Психолога Логопеда Дефектолога Тьютора Социального работника Врача-педиатра Специалистов по охране и гигиене труда
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК; 2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка; 3) отслеживание динамики развития ребенка: 4) взаимодействие со специалистами и родителями: 5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: 6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
- ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ; - ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ АООП; - СИСТЕМУ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ; - УЧЕБНЫЙ ПЛАН; - ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ; - ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ; - ПРОГРАММУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ; - ПРОГРАММУ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ); - ПРОГРАММУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ; - ПРОГРАММУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - СИСТЕМУ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АООП. АООП включает:
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ. II. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА. III. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. IV. СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОНКРЕТНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ДРУГИХ ПРОГРАММ . V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ. VI. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. VII. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР. VIII. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. IX. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ. X. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ. СИПР включает:
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Наш приоритет-чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он шёл сюда с радостью и не чувствовал себя одиноким и несчастным.
В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя спать, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать, И помышляя о чуде, Рукой, обнажённою солнце достать И подарить его людям.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Проспект Победы 6/1
Лекция по теме:
«Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»
Подготовила:
Фоменко Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов, МАОУ « Средняя школа №36»
Петропавловске-Камчатский
2017 г.
(Слайд 1, 2)
«Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Гиппократ
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей.
Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти.
В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.
За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.
(Слайд 3)
В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение). Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.
Плюсы:
• Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
• Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
• Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
• Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.
(Слайд 4)
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
• Отсутствие гибких образовательных стандартов.
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
• Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
• Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
• Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Интеграция
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
(Слайд 5)
Интегрированное обучение –
обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов.
(Слайд 6)
Цель интегрированного обучения – создание в образовательном учреждении оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих образовательных программ, оказание коррекционной помощи по преодолению отклонений в развитии, формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблеме лиц с особыми образовательными потребностями, успешная социальная адаптация учащихся.
(Слайд 7)
Цели и задачи государственной политики в области интегрированного образования:
Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на получение общего образования , на доступ к информационным и в целом жизненным ресурсам окружающей среды
Повышение социокультурной самостоятельности детей и подростков с ОВЗ
Создание системы непрерывного интегрированного образования детей с ОВ через организацию в ДОУ, общеобразовательных школах, техническом , профессиональном и высшем образовании «интеграционной среды», благоприятных условий.
(Слайд 8)
Цель деятельности образовательного учреждения в условиях интеграции –
дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества..
Задачи:
-создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
-организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса интегрированного образования через взаимодействие диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
-мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.
-преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность.
-постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.
-охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей.
-социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями
-изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
(Слайд 9)
Задачи социальной интеграции:
- Создать условия, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ реализовать себя, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
- Помочь окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности.
- Методологической базой интеграции детей является принцип равных прав и возможностей в получении образования.
Плюсы:
- Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
- Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Минусы:
- Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников)
- Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
- Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
- По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
- Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
- Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
- Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
(Слайд 10)
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
(Слайд 11)
Основные термины
ОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования
ОО - общеобразовательная организация
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
СИПР- специальная индивидуальная программа развития
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
(Слайд 12)
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы.
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
2016-2017 уч.г. - 1 классы
2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы
(Слайд 13)
Классификация детей с ОВЗ
(по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова )
- Дети с нарушением слуха (глухие,слабослышащие, позднооглохшие).
- Дети с нарушением зрения (слепые,слабовидящие).
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательногоаппарата.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с нарушением поведения и общения.
- Дети с умственной отсталостью.
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети
с умственной отсталостью).
(Слайд 14)
Варианты программ представлены в таблице.
Таблица 1.
Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3
Дети с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2, 5.3
Дети с нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2, 7.3
Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
(Слайд 15)
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
• низкий темп выполнения заданий;
• низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
• низкий уровень развития речи, мышления
(классификация, аналогии);
• низкая самооценка;
• повышенная тревожность;
• нарушение координации движений;
• низкий уровень развития мелкой и крупной
моторики;
• трудности в понимании инструкции;
• нуждаются в постоянной помощи взрослого.
(Слайд 16)
Дети с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями, а следовательно, в процессе обучения необходимо:
• начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
• ввести в содержание обучения ребёнка специальные разделы, неприсутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
• обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
• максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
(Слайд 17)
Ведущим принципом в школе для обучающихся с ОВЗ является коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса.
Коррекция – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта). Принцип коррекционно-развивающего обучения – предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом.
(Слайд 18)
Функции коррекционно-педагогического процесса:
Коррекционно-воспитательная
-Предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств;
-убеждений взглядов , содействие социализации личности.
Коррекционно-образовательная
- формирование системы ЗУН (знания, умения, навыки), необходимой для самостоятельной жизнедеятельности
- коррекция отклонений развития познавательной функции.
Коррекционно-развивающая
-развитие всех психических процессов;
предупреждение и ослабление отклонений , происходящих в психике, интеллекте , эмоционально-волевой и личностной сфере;
- развитие адекватной самооценки , саморегуляции и самоконтроля.
(Слайд 19)
Программа коррекционной работы должна быть направлена на:
- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;
-социальную адаптацию.
(Слайд 20)
Внешние условия – безбарьерная среда:
- Вход в школу
- Внутреннее пространство школы
- Школьная раздевалка
- Школьная столовая
- Школьный туалет
- Спортивный зал
- Школьная библиотека
- Классные кабинеты
- Территория школы
(Слайд 21)
Внутренние условия:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
(Слайд 22)
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
-Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
- Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
- Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
(Слайд 23)
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса
– обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
(Слайд 24)
Интегрированное (инклюзивное )образование требует поддержки со стороны команды профессионалов:
В идеале такая команда состоит из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по охране и гигиене труда
Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. Школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу, посещать специальные семинары по работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии, повышать свою квалификацию.
(Слайд 25)
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК,;
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:
3) отслеживание динамики развития ребенка:
4) взаимодействие со специалистами и родителями:
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка:
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника
Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
В школьном учебном плане определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида.
(Слайд 26)
Программно-методическое обеспечение.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
- учебный план;
- программы отдельных учебных предметов;
- программу коррекционной работы;
- программу духовно-нравственного развития;
- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- систему условий реализации АООП.
При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В ОО может быть несколько АООП.
Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
(Слайд 27)
В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о) структура СИПР включает:
I. Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей.
II. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития (структуру и содержание см. ниже).
III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
VI. Внеурочная деятельность обучающегося - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.
VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
(Слайд 28)
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.
(Слайд 29)
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать,
И помышляя о чуде,
Рукой, обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Интернет-ресурсы
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/dec1_conv/cwnventions/disability.shtml.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" [Электронный ресурс].
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/5133.
7. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
8. Институт дополнительного образования МГПУ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgpu.ru/subdivision.
9. Информационный портал: [Электронный ресурс]. URL: fgos-ovz.herzen.spb.ru.
10. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: [Электронный ресурс]. URL: herzen.spb.ru.
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т.
3. Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, A.M. Царев // Дефектология. 2014. № 1. С. 3-13.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995.
5. Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 53-62.
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
7. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Б.П. Пузанов. М.: Академия, 1999. С. 160.
8. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 20-22.
9. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 38-43.
10. Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000.
11. Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 44-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.
Данное сообщение подготовлено для выступления на МО учителей начальных классов....
Организация преемственности в обучении учащихся с ОВЗ при смене уровня образования.
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.Преемственность - это связь между предыдущими и последующими этапами обр...
Выступление за заседании ШМО на тему «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»
quot;Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования"...
Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования
Обучение детей с ОВЗ...
«Организация обучения учащихся с ОВЗ, имеющих вид программного обучения 7.1 и 7.2, обусловленные ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами поведения и речи в условиях интегрированного образования».
Методический материал подготовлен и дан в помощь классным руководителям, в чьих классах обучаются дети со ОВЗ....
Статья"Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования"
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего, человек. Его реальные психологические пр...
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.
Как организовать обучение учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования?...