Участие в МО
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Выступление в МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Использование игровых оздоровительных технологий для повышения внимания

и сохранения здоровья учащихся»

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования, т.е. школа должна являться территорией здоровья.

Основными задачами здоровье сберегающей деятельности школы являются:

- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

- формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей школы, каждого учителя. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. А ведь здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%, наследственность - в 20%, условия внешней среды (природные и социальные) - в 20%, деятельность системы здравоохранения - в 10%. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровье сберегающей среды в школе, на каждом уроке. А здоровье ученика в норме, если он:

- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

- в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

- в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье-это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье-это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Только здоровый ребенок может полноценно развиваться, получать достойное образование, неустанно трудиться и чувствовать себя уверенно в сложной жизненной ситуации.

Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Игнорирование учителем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья. Валеологическое обоснование построения урока позволяет соблюсти соответствие содержание и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Принципы проведения здоровьесберегающего урока

- кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство;

- гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей; снизит утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций; применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе. Это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем;

- смена видов деятельности. Однообразность урока вызывает утомление. Рекомендуется 4-7 видов деятельности за урок по 7-10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

- необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок);

- использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

- обязательная составная часть урока – физкультминутки. Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица);

- учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ткани урока;

- формирование потребностей в здоровом образе жизни. Задача учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.

- формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей;

- благоприятный психологический климат на уроке. Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

- в течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе, поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы;

- за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;

- желательно часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены;

- при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах.

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,  но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.    

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой, по которой работает ОУ  (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  Когда физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Заключение

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни  может реализовываться  через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями.  «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Сохранение   здоровья  детей - главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся),  формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее  реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности,  применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам:  “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия.  Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

  1. Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Многие ученые, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слышать, говорить, сопереживать. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределенности будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом.

Начальная школа–фундамент образования каждого человека. Новое поколение–это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному  поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [ФГОС Начальное образование - 2010, с.5] Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становиться возможным благодаря формированию системы УУД. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД  в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности

Для формирования познавательных интересов каждый учитель использует свои приемы и методы. Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность.

На уроках математики это могут быть игры–поручения, игры– путешествия, игры–загадки, игры -беседы, сюжетно–ролевые игры.

Исследовательский характер заданий направлен на разгадывание способа выполнения, выработку выигрышной стратегии игр.

На уроках математики УУД может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действие), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью учащимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Можно предложить парные задания, где УУ действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать, умение и готовность вести диалог, искать решение оказывать поддержку друг другу.

Личностные результаты проявляются в сформированности УУД иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, сотрудничать с взрослыми, давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Регулятивные действия обеспечивают возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (орфографические, стилистические, графические, пунктуационные, лексические). Для решения этой задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. А сформировать универсальные учебные действия помогут следующие действия учителя.

1. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своих знаний, чтобы развивать умения  оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаток знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

3. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.

7. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

8. Учитель учит ребенка ставить цель и искать пути ее достижения, учит решать возникшие проблемы. Еще учит составлять совместный план работы.

9. Учитель учит детей оценивать свою работу по критериям, выбирать критерии для оценки.

10. Учитель учит детей разными способами выражать свои мысли, учит спорить, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других.

11.Учитель организует деятельность детей, при которой дети могут усвоить нужные знания.

12. Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных.

13. Учитель сотрудничает с ребенком, показывая как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом учитель поощряет сотрудничество между учениками, учениками и учителем и активно включает каждого ученика в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируется общечеловеческие ценности.

14. Учитель помогает ребенку делать нравственный выбор при работе с ценностным материалом и при его анализе. Учитель использует проектные формы работы на уроке.

15. Учитель учит детей правильно планировать свою работу.

Развивать универсальные учебные действия нужно последовательно и постоянно, а не стихийно иначе возникнут проблемы в школьном обучении: в разбросе успеваемости, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, различии учебно–познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях школьной адаптации, низком уровне общеобразовательных и логических действий, росте случаев девиантного поведения. Именно по этим причинам необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе. Начальную школу можно считать фундаментом универсальных учебных действий, здесь начинается формирование человека обладающего новым мышлением, способного самостоятельно усваивать новые знания и умения.

        

  1. Формирование навыков самостоятельной работы

в условиях реализации ФГОС

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося для получения качественного результата.

Ни для кого не секрет, что урок – это часть процесса, ограниченного временными рамками. Приоритетной задачей современного урока стало получение результата на уровне каждого обучающегося, чему способствует уместно организованная самостоятельная деятельность обучающихся.

В условиях современного мира проблема формирования навыков самостоятельной работы актуальна, как никогда, т.к. включает в себя вопросы не только личного развития школьников и формирования их самостоятельности, но и творческого воспитания подрастающего поколения.

Самостоятельность как личностное качество не даётся человеку от рождения, а формируется по мере взросления ребёнка. Особое значение имеет самостоятельность в обучении, она находит наиболее яркое выражение в процессе самостоятельной работы учащихся.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определенного навыка или при самостоятельной работе. В классах обучаются дети очень разные по способностям, темпераменту, по интеллектуальному развитию, характеру. И работают они все в разном темпе.

Очень полезно в таких классах организовывать работу в парах: один ученик берет на себя роль «учителя», второй — «ученика», при этом можно использовать памятку с планом рассуждения. План может быть подробным, а может включать в себя только последовательное название действий: «Определю, сколько цифр должно получиться в частном.... Первое неполное делимое… Разделю... Умножу... Вычту... Сравню остаток с делителем… Второе неполное делимое...».

Организованная таким образом работа увлекает учащихся. В этом случае каждый из этапов решения находится под контролем сразу двух учеников, они перепроверяют друг друга, могут обращаться за помощью и к памятке, и друг к другу. При этом каждый заинтересован в успешной работе партнера и в получении верного результата.

При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить, они успевают за общим ходом работы, не «выпадая» из нее, и чувствуют себя хорошо.

Однако при самостоятельной работе или при отработке какого-то навыка, что часто требуется в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока такой ребенок еще только осмысливает задание или, вникнув в его суть, приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, ученик начинает торопиться, услышав, что другие дети уже справились с заданием, и перестает думать о качестве выполняемой работы (ему просто некогда). В то же время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получат от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем - просто будут ждать остальных детей.

Чтобы устранить эту проблему, нами были разработаны задания трех уровней сложности, которые позволяют каждому ученику работать в своем темпе. Эти проверочные и самостоятельные работы дают полную нагрузку его умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.

Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой.

Работа ведется в строгой последовательности по данному алгоритму:

- Знаешь - решай.

- Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, что способствует усвоению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперед и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.

Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Все больше убеждаемся, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Нас радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.

Литература

1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.

2. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / /Начальная школа. - 2009.

3. ФГОС НОО: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Учебная рефлексия как элемент современного урока

Одним из условий достижения учащимися начальных классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Рефлексия (в переводе с лат. – обращение назад) – это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В логике ФГОС учебная рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её необходимая составляющая.

Рассмотрим классификацию рефлексивной практики учащихся:

1. По содержанию:

• устная рефлексия;

• письменная рефлексия.

2. По цели:

• рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• рефлексия содержания учебного материала;

• рефлексия содержания деятельности;

• рефлексия результатов учебной деятельности.

3. По функции:

• личностная рефлексия, которая включает в себя физическую (успел – не успел, сказал – не сказал), духовную (стал лучше – хуже), сенсорную (комфортно – дискомфортно, весело – скучно);  

• интеллектуальная рефлексия (понял, осознал, испытал затруднения).

4. По типу урока:

• промежуточная рефлексия;

• контрольная рефлексия;

• итоговая рефлексия.

5. По способам проведения:

• анкета;

• вопрос;

• символ;

• таблица;

• ситуация;

• рисунок и т.п.

6. По форме организации деятельности:

• фронтальная (выборочная);

• индивидуальная;

• групповая;

• коллективная.

Успешное формирование рефлексивных способностей учащихся возможно при условии выполнения ими заданий, направленных на самоанализ учебных действий; а также использования учителем новых форм контроля достижения образовательных результатов. При организации работы по формированию рефлексивных умений на первый план выходит понимание, над какими умениями нужно работать тому или иному учащемуся, через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Другими словами, планируя урок, учитель должен видеть каждого ребенка с точки зрения рефлексивных умений и проектировать для него соответствующие учебные ситуации.

Успешность рефлексивной деятельности конкретного ученика зависит от того, имеет ли он возможность выражать свое мнение, уверен ли он, что его настроение, мнение, планы интересны педагогу и одноклассникам.

Организация рефлексивной деятельности важна на каждом этапе урока. Рефлексия в конце учебного действия дает возможность и учителю, и ученику повод задуматься, какие из способов учебной деятельности и приемов познания нуждаются в совершенствовании. Если первоклассник способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия, то уже со 2-го класса у учащихся начинает формироваться содержательная самооценка. Целью такой деятельности является организация выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа.

В результате систематической работы по формированию рефлексивных умений у выпускников начальной школы могут быть сформированы следующие навыки:

  • способность критично оценивать ход своей работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки;
  • определять последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
  • обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия;
  • уметь устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности;
  • определять степень сложности заданий;
  • находить образцы для проверки своей работы;
  • сопоставлять свою работу с образцом;
  • оценивать свою работу (деятельность) по критериям, выработанным совместно в классе;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).

Одним из эффективных средств формирования рефлексивных умений младших школьников является так называемый лист самооценки, который может использоваться при различных формах организации познавательной деятельности учащихся. Лист самооценки является своеобразным итогом учебной деятельности на уроке и способствует формированию рефлексивных способностей. Такие листы можно составить на любой урок и распечатать на каждого ученика по мере необходимости.

Рассмотрим примеры листов самооценки.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся.

В рабочих тетрадях для 2-4-х кл. к учебнику «Окружающий мир» по системе Л. В. Занкова предлагается следующая система оценивания выполнения заданий:

«Оцените, как вы выполняли задание:

+ легко, без затруднений;

± с некоторыми затруднениями;

– самостоятельно с заданием не справился (-лась).

Результат вашей работы оценит и учитель, обозначив:
+ выполнено правильно;

± допущены некоторые ошибки;

– допущено много ошибок, с заданием не справился (-лась)».

Целесообразно использование подобных таблиц и на уроках русского языка и математики.

В приведенном ниже листе самооценки учителем заранее вписываются виды деятельности учащихся на уроке (например, разгадывание кроссворда, решение задачи, синтаксический разбор предложения и т.п.). После выполнения каждого вида работы ученики выполняют рефлексию. Важное условие – целеполагание в начале урока и анализ, достигнута ли поставленная цель, в конце урока.

Моя цель на урок: _________________________________________________________

№ п/п

Моя деятельность

+, ±¸ –

1

2

3

4

5

Достиг(ла) ли я своей цели?

Парная работа

После выполнения задания в парах учащимся предлагается отметить верное, на их взгляд, высказывание.

Перечислите, какие источники помогли вам выполнить работу: ________________________________________________________________

________________________________________________________________.

Отметьте знаком «V», что относится к вашей совместной работе:

  • Выполнять такую работу трудно, но интересно.
  • Выполнять такую работу нетрудно и интересно.
  • Выполнять такую работу трудно и неинтересно.
  • Выполнять такую работу нетрудно и неинтересно.

Групповая работа

Чтобы повысить эффективность групповой работы во время выполнения группового проекта или его презентации, можно предлагать следующие листы самооценки.

Дайте отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:

+ трудно улучшить,

= есть способ улучшить,

 – многое можно улучшить.

Фамилия, имя _____________________

Отметьте знаком «V», что относится к вашей совместной работе:

  • Группа работала над темой.
  • Презентация группы была интересной.
  • Презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему.
  • Все члены группы участвовали в презентации.
  • Все участники отнеслись к проекту серьезно.
  • Группа подробно отвечала на вопросы.
  • Презентация логически верна (вступление, детали в середине, заключение).
  • Я узнал(а) что-то новое из презентации.
  • Выступление каждого участника подготовлено хорошо.
  • Каждый выступающий говорил громко, ясно, четко.

Оцени свою работу в группе.

Что я предложил(а) по планированию проекта?

______________________________________________________________________

Что я внес в выполнение проекта?

______________________________________________________________________

Какие мои идеи помогли выполнить проект?

______________________________________________________________________

Листы самооценки предоставляют возможность учителю оценить достижения учеников, формируют ученическую самоорганизацию, создают предпосылки для учащихся по построению плана действий по собственному развитию.

Эффективность такой работы проявляется посредством расширения представлений учащихся о своих достижениях; формирования способности учащихся к диалогу и коммуникации, способности высказывать аргументированное суждение. Обязателен рост самостоятельности учащихся и овладение умением планировать действия по улучшению своей деятельности. Безусловно, важна эмоциональная атмосфера в классе, общий настрой педагога на диалог с каждым учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги участия начального звена в мероприятиях

Отчет о проведенных мероприятиях и призовых местах учащихся начальной школы...

Участие учащихся во Всероссийских дистанционных олимпиадах с международным участием с 2013 по 2018 год.

Участие учащихся во Всероссийских дистанционных олимпиадах с международным участием с 2013 по 2018 год....

Участие и результативность участия обучающихся в проектно-исследовательской деятельности различного уровня с 2016 по 2021 год

В данной статье предоставлен отчёт по участию и результативности учащихся в проектно-исследовательской деятельности с 2016-2021 год...

Участие и результативность участия в Первом региональном конкурсе Моя Югра

Диплом победителя регионального конкурса «Моя Югра» в номинации «Из опыта педагогической работы», Диплом победителя регионального конкурса «Моя Югра» в номинации &l...

3 раздел. План методической работы. План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней. План участия в работе РМО учителей начальных классов.

3 раздел. План методической работы.План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней.План участия в работе РМО учителей начальных классов....

Ссылки сайтов с моим участием и участием моих детей.

Ссылки сайтов с моим участием и участием моих детей....

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...