Статья "Технологии достижения планируемых результатов"
статья на тему

При введении Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.В статье рассказывается о технологиях, которыми я пользуюсь для выполнения данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии достижения планируемых результатов

Каранова А.М.

Учитель начальных классов

МОУ "Татищевский лицей"

Саратовская область, РФ

При введении Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

В первом и во втором классе самой актуальной является игровая технология.  Первый год обучения является стартовым , так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

На своих уроках я применяю такие игры, как игры - упражнения: это ребусы, кроссворды, викторины. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Очень нравятся детям игры - соревнования. Например, на уроке математики дети делятся на две команды и играют в "Математический футбол".

Когда дети становятся постарше можно проводить игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Еще один вид игры, который я использую чаще всего на уроках литературного чтения, это урок - драматизация

В первом классе на уроках обучения грамоте я прошу детей "показать", сначала слово, потом предложение. Например: покажите зайца или дерево. Покажите "Мама пошла в магазин". В дальнейшем они уже учатся показывать отрывки, а потом и целые произведения. Обычно, после таких уроков школьники всегда говорят : "А давайте еще поиграем!" Увлекаясь, они не замечают, что учатся.  Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. 

Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применять полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи я  использую технологию деятельностного метода обучения.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а сделать так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Например, на уроке русского языка при изучении темы "Правописание чк -чн", ставлю перед детьми проблему: а почему чк -чн пишется без мягкого знака. На уроке математики "Сочетательное свойство умножения", задаю вопрос: а что такое сочетаемость? Дети начинают рассуждать и постепенно рассуждая, приходят к правильному выводу, и как же они радуются, когда их вывод совпадает с правилом в учебнике.

Мне нравиться работать по новым технологиям, но я считаю, что повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков.

И здесь мне помогают тренажеры. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами я включаю на различных этапах урока: при закреплении нового материала; при проведении самостоятельной, проверочной работы. Тренажеры у меня разные, это и  специальные планшеты и диски "Семейный наставник", "Уроки Кирилла и Мефодия". Ребятам очень нравится работать  на таких тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

В настоящее время возникает необходимость применения в работе информационно-коммуникативных технологий. . Сейчас я уже не представляю урока, чтобы не использовать компьютер. Как я уже сказала, я использую тренажеры - диски, также в работе использую обучающие диски, такие как "Азбука", "Математика 1  класс".

Учу детей работать с интерактивной доской и конечно использую большое количество презентаций, которые я составляю сама, а в четвертом классе уже учу и детей делать небольшие презентации.

В качестве одной из форм активной работы учащихся на уроках я использую групповую работу. Дети учатся работать по парам,  в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. При групповой работе я учу детей  договариваться и находить общее решение, строить высказывание, доказывать свою позицию, умение задавать  вопросы, умение принимать позицию других. Это особенно развивается, когда ученики занимаются проектно-исследовательской деятельностью. 

Начиная со второго класса мы с детьми работали над разными проектами, такими как "Жизнь растений" (выращивание лука из луковицы), "Планеты солнечной системы", "Новогодний переполох", "Сладкий снег". Работая над проектами, дети учатся ставить пред собой цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Так, мы начали  работать над небольшим проектом "Экологические сказки", но в процессе он перерос в более масштабный проект "Экологическая проблема №1". На межшкольной конференции этот проект  занял первое место. Во время работы учащиеся учились ставить опыты, наблюдать, анализировать. Во время проведения проекта "Что такое плесень?" дети выращивали плесень на разных продуктах.  Этот проект занял второе место в муниципальной научно - практической конференции. Также во время работы над проектами я учила детей   проводить соцопросы и подводить итоги по полученным данным. 

Мы ходили с детьми во все начальные классы нашей школы и задавали вопрос "Какой предмет у них самый любимый?" или "Какое мороженое им больше всего нравится?" Затем голоса подсчитывались и дети учились строить диаграммы.

Одной из отличительных особенностей стандартов второго поколения является новый подход к системе оценивания. Начиная с первого класса, дети оценивают свою работу словами, как он работал: "Быстро и самостоятельно", "Быстро, но с помощью одноклассников". Конкретные  оценки в начальной школе мы начинаем ставить со второй четверти во втором классе, я знакомлю учеников с критериями оценивания, комментирую и аргументирую, поэтому   к концу четвертого класса дети уже могут сами самостоятельно поставить оценки не только себе, но и своим одноклассникам. 

Развивая у детей стремление учиться, получать хорошие оценки, повышается процент качества знаний. В 2014 году я выпустила четвертый класс, процент качества знаний которых составил 60 процентов, семь детей закончили на отлично, четыре человека получили похвальные листы.

Большую роль в повышении качества знаний играет и участие детей в олимпиадах различного уровня и конкурсах. Подготовку к олимпиадам я начинаю уже с первого класса. На уроках включаю  задания, на развитие креативного мышления: «Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и другие. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Также немаловажное значение имеет психологическая подготовка детей к олимпиадам. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники.

 Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ведь главное - не победить, а достойно выступить. Мои ученики в 2013- 2014 учебном году заняли первые места на школьной олимпиаде и подтвердили их на муниципальном уровне. Есть у нас победы и на межмуниципальной олимпиаде.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.

Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий"    Источник - сайт  ФГОС http://www.yar-edudep.ru/fgos ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...