Педагогическое общение и его специфика
статья на тему

Гладун Елена Николаевна

Теоретический материал, включающий в себя роль общения. его специфику в учебном процессе. Материал подходит для выступления на МО учителей, педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ped_obshchenie.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов:

 «Педагогическое общение и его специфика»

Гладун Елена Николаевна

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 9

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности, как учащихся, так и педагогов.

        Будет ли это общение оптимальным, зависит от самого  педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности,  как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, 

благодарность, забота, верность слову.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся,  в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития),  и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

  • учебно-дисциплинарную;
  •  личностно ориентированную.

 Учебно-дисциплинарная модель общения.

Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай, как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения  это наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходило пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения.

Личностно ориентированная модель общения. 

Цель личностно ориентированной модели общения – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование основ личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

      Таким образом,  достижение положительного результата общения и взаимодействия, а в целом и успешность в учебной деятельности каждого ребёнка  зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога,

 его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, умению учитывать репрезентативную систему собеседника. А также от умения слушать и понимать ребенка, воздействовать на него посредством убеждения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.


Используемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2013

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть ?

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....

Выступление на педсовете :"Мастерство педагогического общения"

В документе рассмотрен вопрос педагогического мастерства общения , даны заповеди педегогического общения...

Стили педагогического общения

В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...

Диагностика стилей педагогического общения.

Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....

Правила педагогического общения

Памятки для учителей и воспитателей...

"Грамотное педагогическое общение - путь к успешной работе учителя"

Выступление на педагогическом совете "Педагогическое общение - путь к совершенствованию профессиональной компетентности педагога"...

Арт-занятие с педагогами «Азбука педагогического общения».

Практическое мероприятие с педагогами создает благоприятные условия в коллективе,  обучает  активному стилю общения, методам передачи и приема обратной связи, гармонизирует отношения....