«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»
материал на тему

Айтыкина Амина Худжатловна

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа  № 2»

Отчёт по теме самообразования:

«Развитие познавательных способностей

у младших школьников

в рамках

реализации стандартов второго поколения»

                                                  Учитель начальных классов

                                               Айтыкина А.Х.

Личная карта учителя начальных классов

Айтыкина Амина Худжатловна

Год рождения: 1964, 12 июля

Домашний адрес: ХМАО Югра ,Нефтеюганский район, п. Салым, ул. 45 лет Победы д.17 кв.37

Контактный телефон:   89224024453

1.Образование: высшее, Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева, 2006 г.

2. Предмет: начальные классы

3. Педагогический стаж: 27 лет (с 29октября 1989 года).

Общий стаж трудовой деятельности: 33 года

4. Категория:    первая квалификационная категория,  25.12.2013 год

5. Прохождение курсов:  

Повышение квалификации  «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»  – 108 час,  апрель-май 2016год., Сертификат. (дистанционно)

Повышение квалификации  «Использование ИКТ» 26 час, май 2016год., Сертификат. (дистанционно)

Повышение квалификации  «Основы компьютерной грамотности педагога» - 108 час, сентябрь-октябрь 2016 год., Удостоверение. ( дистанционно)

6. Учебная нагрузка:  18 часов.

7. Программа, по которой работает учитель: «Школа России»

8. Тема самообразования:  «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.»

9. Внеклассная работа: «Умные ручки», ДО «Информатика», «Час здоровья» за счёт кл. руководства, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в школьных и районных конкурсах, проведение литературных вечеров, предметных недель.

10. Творческие замыслы: Участие в школьном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, вебинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.  

       Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Моя тема самообразования: Слайд№1 «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения» (2014-2018г)

Цель: Слайд №2 развитие познавательных способностей младших школьников, как главная задача успешности обучения младшего школьника.

Задачи профессионального самообразования: Слайд №3

-изучить  и применять новые педагогические технологи,

- развивать познавательную активность у учащихся,

- повышать свой методический уровень,

-изучить методическую литературу по данной теме,

-обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Источники самообразования: Слайд №4  СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, вебинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования: Слайд №5

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- участие в работе методического объединения школы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Ожидаемый результат самообразования: Слайд №6  повышение уровня профессиональной компетенции, овладение компетентностым подходом в обучении, повышение качества образования школьников.

Планируемые результаты самообразования: Слайд №7

- разработка и проведение открытых уроков;

- участие в работе МО школы ;

- создание банка статей с обобщением опыта по данной теме;

- разработка дидактического материала, тестов, памяток для учащихся и родителей по теме самообразования;

- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;

Слайд №8 

Повышение квалификации  «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»  – 108 час,  апрель-май 2016год., Сертификат. (дистанционно)

Повышение квалификации  «Использование ИКТ» 26 час, май 2016год., Сертификат. (дистанционно)

Повышение квалификации  «Основы компьютерной грамотности педагога» - 108 час, сентябрь-октябрь 2016 год., Удостоверение. ( дистанционно)

     

  С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Слайд №9  Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества.

 Слайд №10-11

 

Слайд №12 Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности.

 Я выделяю для себя такие пути развития познавательных способностей:

- на уроке; 

- на внеурочной деятельности «Умные ручки» ;

-ДО «Информатика» 

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес  к обучению.  

Слайд№13 В моей методической  копилке очень много тестов, позволяющих проводить диагностику  общих интеллектуальных способностей, мышления ,памяти, внимания, воображения, много заданий и упражнений для развития умственных способностей, различных игр, позволяющих активизировать и развивать  познавательные способности.

Слайд №14 На своих уроках я использую достаточно много всевозможных заданий и упражнений для поддержания и развития познавательной деятельности учащихся.

Чтобы узнать результаты своей работы и на сколько эта работа оправдана, я провожу диагностику. Исходя из увиденных результатов, мною делаются выводы и ставятся цели на дальнейшую работу.

 Слайд №15 В этом году я веду с 1-го  класса внеурочную деятельность «Умные ручки». В его основу входит работа, которая включает систему работы по развитию познавательных способностей детей.   Упражнения,  выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.

Вместо организационного момента, я использую интеллектуальные разминки. Это помогает учащимся сконцентрировать своё внимание, мобилизоваться на урок и на хорошей ноте начать его.

 

 Слайд №16 Работая по ФГОС, мы не можем обойтись без проектной деятельности.

Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей.

Первые проекты, которые осуществляем  мы уже  в 1 классе, были: «Моя малая Родина», «Моя семья» и т.д.

      Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться  уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.  

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

-  самостоятельному, критическому мышлению,

-  принимать самостоятельные аргументированные решения,

-  размышлять, опираясь на знание фактов,  делать обоснованные выводы,

-  учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Далее по слайдам

Вывод: Система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах

Литература.

  1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей.// Исследовательская работа школьников.- 2003, №4.
  2. Гильмеев Р. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения.// Начальная школа + до и после. – 2007, № 9.
  3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.//Начальная школа(Первое сентября). – 2007, №10.
  4. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников// Ярославль: Академия развития, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

В моей статье я пытаюсь раскрыть тайны проектной деятельности и значение детской инициативы в этом процессе....

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения

Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», &la...

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....