Работа методического объединения в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Аналитическая справка работы МО в 2016-2017 уч.году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo_za_2016-2017.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы методического объединения учителей
начальных классов за 2016-2017 учебный год
В современной школе методическая работа направлена на совершенствование педагогического мастерства учительских кадров, включение в педагогический поиск, применение ИКТ в образовательном процессе. В 2016 – 2017 учебном году МО учителей начальных классов работало по теме «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Работа МО была направлена на решение основной задачи - достижение высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых технологий, систем и методов обучения.
Цель работы методического объединения - повышать качество знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий.
Основные задачи, которые были поставлены перед коллективом в 2016-2017 учебном году:
Продолжение работы по применению новых образовательных стандартов в начальной школе.
Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника.
Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей учащихся.
Усиление воспитывающей роли урока.
При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:
Методическое объединение
Индивидуальные консультации
Индивидуальная работа по теме самообразования.
Предметные недели.
Участие детей в конкурсах различного уровня.
Участие учителей в семинарах.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Главными направлениями МО учителей начальных классов на данном этапе стали:
- Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
- Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня обученности и качества знаний по этим работам.
- Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение передового педагогического опыта:
- взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической деятельности учителей;
- создание передового педагогического опыта.
4. Работа с одарёнными учащимися:
- организация и проведение интеллектуального марафона
- участие школьников в муниципальных, региональных, во всероссийских и международных олимпиадах, интернет - конкурсах;
- организация внеурочной деятельности;
5. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в Неделе начальных классов, Неделе экологии.)
Анализ уровня кадрового потенциала.
Всего | Образование | Стаж работы | Категории | |||||
В | С-сп | 1 - 20 | 20-30 | 30- и более | высшая | 1 | ||
8 | 7 | 1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
В течение года учителя МО работали над следующими методическими темами:
№ п/п | Ф.И.О. | Темы самообразования | Реализация |
1 | Гасанова А.В. | Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах | Выступление на заседании МО Сообщение на педсовете Внеурочная деятельность |
2 | Хмарук Т.В. | Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках и во внеурочной деятельности по ФГОС. | Выступление на заседании МО Сообщение на педсовете Внеурочная деятельность Участие в районной научно-практической конференции |
3 | Чернышёва Т.М. | Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности | Выступление на заседании МО Внеурочная деятельность |
4 | Щербакова О.В. | Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника | Выступление на заседании МО |
5 | Окопная С.В. | Нравственное воспитание младших школьников | Выступление на заседании МО Открытые мероприятия |
6 | Макарова Н.А. | Экологическое воспитание младших школьников | Выступление на заседании МО Открытые мероприятия |
7 | Вржещ А.В. | Формирование экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста | Выступление на заседании МО Открытые мероприятия Внеурочная деятельность |
8 | Кроликова Н.А. | Повышение познавательной активности учащихся на внеклассных мероприятиях | Выступление на заседании МО Открытые мероприятия |
Творческий потенциал внеурочной деятельности по предметам успешно реализуется в таких формах, как творческие соревнования, конкурсы, праздники. По традиции в начальных классах прошли Неделя начальных классов «Путешествие в страну Грамматику», «Занимательная математика», «Мир вокруг нас». Учителя 1-4 классов готовили открытые уроки и внеклассные мероприятия. Принцип проведения предметных недель - каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности.
Мероприятия в начальной школе проводились с учётом возрастных особенностей учащихся. Данная форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей. Предметные недели прошли в атмосфере творчества, сотрудничества и показали высокую результативность работы начальных классов. Мероприятия проводились по плану, подготовлены добросовестно. Дети принимали активное участие, проявили большой интерес и самостоятельность. Широко применялся наглядный и дополнительный материал, ИКТ, поддерживалась связь с библиотекой.
В ходе проведения предметных недель учащиеся начальных классов узнали много нового и интересного, получили возможность продемонстрировать не только овладение программным материалом, но и умение применять свои знания при выполнении нестандартных заданий.
Регулярно ведётся работа по повышению познавательного интереса у учащихся, вовлечение их в интеллектуальные олимпиады, конкурсы.
Внеурочная деятельность в 1 - 4 классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, обще-интеллектуальное, проектная деятельность, общекультурное, художественно-эстетическое, социальное.
Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
С целью реализации заявленных направлений в работе методического объединения было проведено 6 заседаний МО, а учителями определены методические темы.
На заседаниях методического объединения решались вопросы по планированию и проведению предметных недель, делились педагогическим опытом работы, выслушивались выступления учителей по поставленным проблемам, где впоследствии решалось использование опыта работы в учебную деятельность педагога. Велись обсуждения и дискуссии по современным проблемам в образовании, выявляли возможные причины снижения качества обучения учащихся. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
Классные руководители 1-4 классов в течение года проводили мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Изучению состояния преподавания русского языка и математики в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах.
Сравнительный анализ входного, промежуточного и итогового контроля выявил, что учащиеся начальных классов находятся на оптимальном уровне обученности.
Контроль | Русский язык | Математика | ||
Качество знаний | Успеваемость | Качество знаний | Успеваемость | |
Входной | 61 % | 87% | 69% | 91% |
Промежуточный | 66 % | 84% | 56% | 84% |
Итоговый | 57% | 84% | 62% | 91% |
Учителям следует систематически и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы – задания включать материал повторительного характера, тесно связанный с изучаемой темой и ранее изученным.
В соответствии с письмом Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2017 году» в 4а,4б классах был проведен мониторинг учащихся по следующим предметам:
Предмет | Средний балл | Качество знаний | Успеваемость |
Русский язык | 3,8 | 69 | 89 |
Математика | 4,1 | 80 | 93 |
Окружающий мир | 4,2 | 72 | 93 |
Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Промежуточная аттестация в прошедшем учебном году проводилась по всем предметам. Экзаменационные материалы были подготовлены учителями и заверены завучем по УВР.
В течение года проводился контроль техники чтения учащихся 1-4 классов.
Из анализа результатов техники чтения учащихся начальных классов следует, что необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня (чтение со скоростью разговорной речи 120-150 сов в минуту).
Административная проверка за уровнем сформированности у учащихся 1 ступени обучения навыков чтения выявила:
-из 105 учащихся 2-4 классов читают выше нормы 58 уч. -57%;
- ниже нормы – 14 уч. -21 %;
- 60% учащихся выразительно читают тексты, 90% - осознанно.
Из этого следует сделать вывод, что необходимо разнообразить упражнения на развитие навыков чтения, развития речи, вести работу, направленную на развитие правильности чтения. Необходимо больше внимания уделять самостоятельному чтению на уроке, словарной работе, индивидуальной работе со словами сложной структуры, развивать артикуляционный аппарат, вести работу с родителями в этом направлении.
В течение отчётного периода учителя начальных классов уделяли большое внимание воспитательной работе. Были проведены мероприятия в разных направлениях:
-День знаний;
- праздник Осени;
-День толерантности;
-День именинников (по временам года);
-Новогоднее приключение; поездки в театр и скалодром г. Новочеркасск; в зоопарк г.Ростов на Дону;
-предметные недели (стенгазеты, конкурсы, КВН, викторины, олимпиады, открытые уроки);
-спортивные состязания «Весёлые старты» в 1б, 3а, игра «Пионербол» и баскетбол 4а, 4б; смотр строя и песни;
-праздники к знаменательным датам;
-акции «Письмо солдату»1б, 2а,4б, «День добра»3б; «Безопасная дорога»1б;
-участие в «Ленте памяти»; конкурс чтецов;
-выступление в ДК п.Казачьи Лагери 1а, 2а, 4а;
-выпуск экологических путёвок 3а; проектная деятельность «Лучшее сочинение о живой природе»4а;
-трудовой десант «Сделаем городок чище» 2б,4а,4б;
-День Пионерии;
-выпускные вечера 4а, 4б;
- кл.часы посвященные окончанию учебного года.
Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.
В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2016/2017 учебном году, можно оценить удовлетворительно (качество знаний по предметам в 4а классе – 79% (учитель Щербакова О.В.), 4б классе – 54% (учитель Макарова Н.А.).
Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого «выпускника» начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.
Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи перед методической службой выполнены.
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Учителя и воспитатели старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся, проявление интереса к изучению предметов.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- необходимо активнее внедрять новые формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности с целью повышения качества образования;
-преемственность между ступенями образования;
- необходимо шире использовать методы поддержки и развития слабоуспевающих и одарённых учащихся;
- учителям МО следует смелее принимать участие в профессиональных конкурсах, печатать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации в различных изданиях, активнее использовать для этого возможности Интернета;
- совершенствование процедуры мониторинга качества образования в ОУ.
Итоги работы в 2016 – 2017 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».
Учитывая вышесказанное, на 2017/2018 учебный год определены следующие задачи:
- Вести систематическую работу по освоению и применению современных образовательных технологий, принципов здоровьесберегающих технологий, повышать эффективность и усиливать деятельностные организации учебного процесса.
- Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.
- Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
- Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.
- Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах, профессиональных конкурсах.
- Изучать педагогические потребности учителей посредством диагностики и мониторинга образовательного процесса в школе.
- Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала
Руководитель МО учителей начальных классов
Щербакова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы методического объединения учителей начальной школы
Содержит основные направления методической работы...
Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год
При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проб...
Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС
Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...
"Культурологическое направление в работе методического объединения учителей начальной школы".
1. Предмет и задачи культорологии.2. Методы изучения культуры.3. Культурологические аспекты в преподавании математики в начальной школе....
Годовой план работы методического объединения учителей начальной школы
Годовой план работы методического объединения учителей начальной школы МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района на 2011/2012 учебный год...
План работы методического объединения учителей начальной школы
План работы методического объединения составлен с целью решения проблем в начальной школе и выстраивания концепции по их решению....
Планы работы методического объединения учителей начальной школы
Качество обучения в школе напрямую зависит от того, каков уровень профессионального мастерства учителей, насколько правильно ведется методическая работа,каков психологический настрой в объединении. По...