ПК 4.3.
материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.doc | 31 КБ |
tehnologiya_otsenivaniya.doc | 38 КБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 13.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
ОС «Школа 2100». Окружающий мир. Тема: Окна в окружающий мир.
Побуждающий диалог:
- Где находится наибольшее количество чувствительных клеток? (На лице и подушечках пальцев)
- Какие органы чувств вы знаете? (Органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы вкуса, органы осязания)
- А как вы думаете, какой самый важный для человека орган чувств? (Орган зрения)
- Лену заинтересовало, почему у человека главный орган чувств – зрение? Как бы вы ей ответили? А какую роль выполняет орган зрения в жизни человека?
- А чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? (Строение глаза, как работает, как сохранить его)
- Как вы думаете, какая у нас с вами будет тема урока? (Орган зрения) Какие цели мы перед собой поставим?
- Орган зрения вы все хорошо знаете – это … (Глаз)
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет, размер, форму)
- Как же устроен глаз? Найдите ответ на с. 45.
Подводящий диалог:
- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»? Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!
- Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- О каких органах чувств говорится в стихотворении?
- Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений? Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!
- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
- Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
- Интересно, а животные видят так же как мы?
- У всех представителей животного мира разные глаза.
- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)
– Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как? (Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется? (Радужная – радуга – цветная.)
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Умеют они грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться;
Цветущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
Но чтоб увидать волшебные сны,
Мы крепко скорее закрыть их должны.
- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Какие органы чувств вы знаете? О чём они нам сообщают?
- С помощью какого органа чувств, по вашему мнению, человек воспринимает большую часть всей информации?
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Какие цели мы перед собой поставим? На какие вопросы мы должны найти ответы?
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий.
Н. Рерих
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС и рассматривается как одна из важных целей обучения. В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов. Она получила официальное признание Президиума Российской академии образования. В данном системе разработана модель контроля и оценивания успехов школьника на разных этапах образовательного процесса.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале «уровней успешности»Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Правило1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило 2. «САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»
Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»
«За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением,
ставиться отдельная отметка»
ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.
Правило 4.«Таблица требований»
Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.
Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трѐх уровней успешности.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функционально грамотной личности- «отлично».
Максимальный уровень (!!!Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
Правило 7. Итоговые оценки и отметки
Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учѐтом их возможной пересдачи.
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
Фрагмент урока литературного чтения в 4-м классе по теме «М.М.Пришвин «Выскочка»». УМК «Школа России»
1. Работа с текстом до чтения.
Итак, назовите название рассказа, с которым мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию это предположить?
Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках? (Ответы детей)
Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. (Ответы детей)
2. Работа с текстом во время чтения
Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки. Кто является героем рассказа? Какой породы была Вьюшка? Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? Чем же отличалась одна из сорок? Как про таких говорят? Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца.
3. Работа с текстом после чтения.
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)
- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)
-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.
- Прочитайте описание сороки после этого случая.
- Как автор относится к Выскочке?
- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (стыда)