ПК 4.3.
материал по теме

Морозова Ольга Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

ОС «Школа 2100». Окружающий мир. Тема: Окна в окружающий мир.

Побуждающий диалог:

- Где находится наибольшее количество чувствительных клеток? (На лице и подушечках пальцев)

- Какие органы чувств вы знаете? (Органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы вкуса, органы осязания)

- А как вы думаете, какой самый важный для человека орган чувств? (Орган зрения)

- Лену заинтересовало, почему у человека главный орган чувств – зрение? Как бы вы ей ответили? А какую роль выполняет орган зрения в жизни человека?

- А чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? (Строение глаза, как работает, как сохранить его)

- Как вы думаете, какая у нас с вами будет тема урока? (Орган зрения) Какие цели мы перед собой поставим? 

- Орган зрения вы все хорошо знаете – это … (Глаз)

- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет, размер, форму)

- Как же устроен глаз? Найдите ответ на с. 45.

Подводящий диалог:

- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»? Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!

-  Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О каких органах чувств говорится в стихотворении?

- Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.

- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений? Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!

- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!

- Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где же парта, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

- Какую же роль для человека играют органы зрения?

- Интересно, а животные видят так же как мы?

- У всех представителей животного мира разные глаза.

- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).

- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).

- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)

– Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)

- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как? (Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).

- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется? (Радужная – радуга – цветная.)

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Умеют они грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться;

Цветущим ромашкам и мотылькам,

Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Всё замечают зоркие глазки.

Но чтоб увидать волшебные сны,

Мы крепко скорее закрыть их должны.

- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Какие органы чувств вы знаете? О чём они нам сообщают?

- С помощью какого органа чувств, по вашему мнению, человек воспринимает большую часть всей информации?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Какие цели мы перед собой поставим? На какие вопросы мы должны найти ответы?



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС

Новый мир имеет новые условия

и требует новых действий.

Н. Рерих

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС и рассматривается как одна из важных целей обучения. В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов. Она получила официальное признание Президиума Российской академии образования. В данном системе разработана модель контроля и оценивания успехов школьника на разных этапах образовательного процесса.

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи новой технологии:

определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале «уровней успешности»Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

Правило1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. «САМООЦЕНКА»

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»

«За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением,

ставиться отдельная отметка»

ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило 4.«Таблица требований»

Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.

Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трѐх уровней успешности.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функционально грамотной личности- «отлично».

Максимальный уровень (!!!Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

Правило 7. Итоговые оценки и отметки

Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учѐтом их возможной пересдачи.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока литературного чтения в 4-м классе по теме «М.М.Пришвин «Выскочка»». УМК «Школа России»

1. Работа с текстом до чтения.

 Итак, назовите название рассказа, с которым мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию это предположить?

Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака).  

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках? (Ответы детей)

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. (Ответы детей)

2. Работа с текстом во время чтения

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки. Кто является героем рассказа? Какой породы была Вьюшка? Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? Чем же отличалась одна из сорок? Как про таких говорят? Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

3. Работа с текстом после чтения.

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (стыда)