ПК 4.4
материал на тему

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 (по материалам курсового исследования)

Карабатова Александра Валерьевна

Научный руководитель – Мухина И.Г., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что правовое, демократическое общество, к которому стремится Россия, требует от современного человека достаточного уровня правовой культуры, осознания им своих прав и обязанностей. Поэтому реализация современных задач образования и воспитания младшего школьника невозможна без обретения им опыта правовых отношений в детском коллективе и обществе. Правовая культура, отражая внутренний и внешний мир человека, формирует его как личность и гражданина. Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности. Правовое образование – это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании. Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.[2]

Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. В настоящее время недостаточно раскрыто содержание системы факторов, повышающих уровень правовой культуры учащихся начальной школы и характеризующих субъективную и объективную стороны этого феномена. Современные процессы правового обучения и воспитания нуждаются в коррекции и должны исходить из гуманистических тенденций развития начального образования. Значимость и острота избранного направления исследования подтверждаются наличием ряда актуальных проблем в данной сфере, выявленных в результате анализа теории и практики формирования правовой культуры ребенка. Исследованием проблемы основ формирования правовой культуры у младших школьников на уроках обществознания раскрыты в трудах отечественных ученых: Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского. Понятие, сущность, структуру, виды, уровни правовой культуры разрабатывали юристы С.С.Алексеев, З.Д.Иванова, В.И.Каменская, В.П.Сальников. Теоретическую основу для написания работы составили научные труды таких авторов, как А.И. Долгова, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов и другие.

Исследование проблем формирования правовой культуры учащихся первой ступени позволит не только более адекватно осознать данный феномен, но и создать эффективную систему педагогического сопровождения, социально-педагогические технологии, адаптированные к современным требованиям жизни, способные решать насущные проблемы в области правового воспитания и обучения. Теоретико-методологические трудности, с которыми сталкиваются исследователи при решении вопросов, связанных с формированием правовой культуры учащихся начальных классов, указывают на необходимость привлечь для постижения природы этого явления не только педагогические, но и психологические, юридические, социологические, культурологические и философско-антропологические знания.[3]

          На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Формирование правовой культуры у младших школьников на уроках обществознания».

Целью нашего курсового исследования является рассмотреть возможности формирования правовой культуры младших школьников на уроках обществознания.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.раскрыть сущность понятий «правовой культуры»;

2.рассмотреть педагогические средства формирования правовой культуры младших школьников;

          3.определить принципы, содержания работы по формированию правовой     культуры у младших школьников на начальном этапе становления личности

          4.на основе теоретического исследования сделать выводы.

          В процессе курсового исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

1.отбор и анализ тематической литературы по проблеме исследования;

2.систематизация изученного материала;

3.обобщение передового педагогического опыта.

В первой главе в первом параграфе мы узнаем о сущности «правовой культуры» младших школьников, что такое «правовая культура» для младших школьников. Рассмотрели историю изучения «правовой культуры» и зафиксировали три основные состояния в которых выражается правовая культура личности.

В первой главе во втором параграфе мы раскрыли вопрос о процессе формирования правовой культуры у школьников младшего возраста. Рассмотрели в общих чертах основные точки зрения по данной проблеме. Выделили несколько этапов формирования правовой культуры.Поняли, что в современных условиях именно правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России.

И на основе изученной научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:«Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.Правовая культура – это совокупность правовых знаний и умений, моральных и правовых ценностных идеалов личности, которые реализуются в процессе жизнедеятельности людей, соблюдение правовых требований и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности, поэтому ее изучение необходимо в школах нашей страны.

Во второй главе мы раскрыли вопрос, что педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование правовой культуры у младших школьников.Под финансово-материальным обеспечением педагогического процесса по содействию повышению правовой культуры ребенка следует понимать совокупность материальных ресурсов, а также бюджетные и внебюджетные финансовые средства, направленные на достижение поставленной цели. В наше время остаются сложными взаимоотношения между образовательным заведением (муниципальным или федеральным) с органами государственного управления.Для концептуального обеспечения процесса повышения правовой культуры учащихся начальных классов необходимо получение философских (методологических, гносеологических, онтологических), социокультурных и психолого-педагогических знаний для разработки теоретических основ программы. Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе. Правовое поведение ребенка, и совпадает с рамками его собственного правового существования в социальном мире, его специфического детского бытия как субъекта, имеющего определенный юридический статус. Не имея четко выраженных и эмпирически фиксируемых границ, отделяющих ее от других сфер личности ребенка, сущность правовой культуры учащихся начальных классов раскрывается через пять основных функций: ценностно-нормативную (формирует актуальные для младшего школьника правовые нормы и ценности), познавательно-преобразовательную (формирует правовые знания, позволяющие предупреждать возможные ошибки и оценивать жизненные ситуации, возникающие у маленького гражданина), правосоциализаторскую (регулирует бесконфликтное вхождение младшего школьника в систему правовых отношений), коммуникативную (создает условия для обмена правовыми ценностями и смыслами в детской среде), праворегулятивную (регулирует выбор правовых ориентиров младшего школьника, упорядочивая его отношения с детьми и взрослыми, на основе принятых им правовых ценностей).[2]

Правовая культура младшего школьника структурируется через аксиологический (ценностное отношение субъекта к правовым явлениям, объективность правовой оценки собственных поступков и деятельности других), когнитивный (представление о правовых феноменах, наличие элементарных юридических знаний, креативность правового мышления) и установочно-поведенческий (соответствие правовых установок ребенка принятым в обществе нравственным и легитимным нормам, установка на правовое поведение в социуме) компоненты.Сформированность правовой культуры младшего школьника проявляется через три уровня: исходный (наличие базового правосознания, выработанного в семье), ориентационный (свободное владение основами правовых знаний) и адаптивный (соответствие правовых установок ребенка принятым в обществе нравственным и легитимным нормам).Модель процесса формирования правовой культуры младшего школьника включает три этапа, на каждом из которых один из компонентов правовой культуры обладает приоритетом и формируется более целостно.

На ориентационном этапе приоритетным выступает аксиологический, на информативном -когнитивный, на мотивационно-деятельностном - установочно-поведенческий компоненты. Для каждого из этапов определено ведущее педагогическое средство (система игр, беседы, тесты, рассказы, видео материалы), соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям, а также уровню сформированности правовой культуры младшего школьника: на информативном - познавательно-развивающая игра, на ориентационном - сюжетно-ролевая игра, на мотивационно-деятельностном - деловая игра.

Особенности организации процесса формирования правовой культуры младшего школьника заключаются в его целенаправленном характере, ориентирующем учебно-воспитательный процесс в начальной школе на становление гуманистически ориентированной, граждански активной и законопослушной личности, которая осознает свои права и уважает свободу других людей, обладает основами правовых знаний, необходимых для интеграции в" окружающий социум.[5]

Список использованных источников

1. Давыдов Г.П. Правовое воспитание учащихся/Г.П. Давыдов. – М.: Просвещение, 1979. – 159 с.

2. Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних/А.И. Долгова. – М.: «Знание», 1977. – 96 с.

3.Коджаспирова Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 352 с.

4. Летнева О.В. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы/О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.

5. Левовская, Н.Г. Некоторые проблемы повышения правовой культуры личности[Текст]/ Н.Г Левовская/Вып. 3. Филосовские и социальные наукию, ВолГУ. – Волгоград: Изд-во  ВолГУ, 2005. – с.200