ПК 4.4
статья на тему
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СЛОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(по материалам курсового исследования)
Новгородова Анастасия Тимофеевна
Научный руководитель - Астахова А. А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин первой квалификационной категории
Известно, что словарный состав младшего школьника всегда был предметом внимания ученых (Ж. Пиаже, Л.С.Выготский, С. Рубинштейн, Н. Жинки, А.Н. Гвоздев, Т.Г. Дьяконова, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, В.К. Ягодовский и др.).
Психологами доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст. Словарный запас младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 75 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов [2, с. 68].
Поэтому активную работу по обогащению словарного запаса следует проводить уже в начальных классах. Особенно актуален вопрос речевого развития сегодня: тенденция засилия речи ребенка неологизмами, заимствованиями, нелитературными словами налицо. И это заставляет задуматься о будущем языка Пушкина и Достоевского, Толстого и Солженицына…
Огромное значение в обогащение словарного запаса имеют уроки литературного чтения, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветии великого русского языка. В работе по литературному чтению язык, следовательно и словарный состав литературного произведения, изучаются как средство раскрытия идейно-образного содержания произведения.
Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературного чтения: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно-художественные богатства произведения. О значении занятий по литературному чтению для развития речи учащихся прекрасно сказано профессором М.А. Рыбниковой: «Чтение вводит в язык живых и целостных мыслей, показывает силу эмоционально окрашенной речи; литературное чтение помогает осваивать все богатство национальной языковой культуры во всей её идейной сложности и волнующей силе» [3, c. 29].
Учащиеся в процессе занятий литературным чтением знакомятся с чрезвычайно широкой смысловой насыщенностью слов, прямым и переносным их значением, с богатой синонимикой, с разнообразием фразеологических сочетаний, с многообразными стилистическими средствами языка и т. д.
На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Обогащение лексического запаса слов младшего школьника на уроках литературного чтения».
Целью нашего курсового исследования было проведение анализа научно-методической литературы для определения эффективных методических средств, направленных на обогащение лексического запаса слов младшего школьника.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
- Охарактеризовать урок литературного чтения, как средство формирования лексического запаса слов;
- Описать возможности программы литературного чтения в системе «Школа России» для развития лексического запаса слов;
- Выявить способы формирования лексического запаса слов на уроке литературного чтения;
- Рассмотреть приемы словарной работы;
- Проанализировать систему активизации словарного запаса слов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- Анализ лингвистической и методической литературы;
- Систематизация и обобщение информации;
- Классифицирование представленной информации.
Наше курсовое исследование состояло из двух глав. В первой главе мы выявили, что все слова в русском языке с точки зрения их происхождения можно разделить на два класса:
1) исконно русская лексика (к ней относятся слова, изначально присущие русскому языку; она составляет основу русского языка);
2) заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков).
Так же мы определили, что лексика русского языка неоднородна и по стилистическому составу.
Выделяют три основных пласта русской лексики: нейтральный, высокий и сниженный. Нейтральный – это наиболее распространенный пласт, по отношению к нему оцениваются и другие слова.
В зависимости от сферы употребления лексика русского языка может быть поделена, прежде всего, на две группы:
1) общеупотребительная лексика;
2) лексика ограниченного употребления.
Слова первой группы являются самыми распространенными, без них невозможно функционирование языка.
Выяснили, что активным словарём принято считать совокупность слов, которые употребляются большинством говорящих в данное время. Это повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке.
К пассивному словарю (запасу) относятся слова, которые являются либо устаревшими, либо в силу своей новизны ещё не ставшими достаточно известными.
Во второй главе мы изучили, что литературное чтение оказывает заметное влияние на воспитание и просвещение младших школьников.
Методические приемы направленные на обогащение лексического запаса слов учащихся начальных классов являются эффективными средствами формированием познавательных учебных универсальных действий.
Сделав анализ научно-методической литературы по проблеме поиска эффективных методических средств рассматривающих лексический запас слов, мы смогли сформулировать следующие выводы:
- Обязательным фактором изучения дисциплины «Литературное чтение» является работа над лексическим запасом слов.
- Возможности программы литературного чтения в системе «Школа России» для развития лексического запаса слов значительны.
- Формирование и активизация лексического запаса слов происходит при использовании следующих методов: анализ смысла слова, игровых методов (кроссворды и т. д.), коммуникативных методов, конструктивных методов, методов записей, ассоциаций, сочинения и изложения, использование календаря памяти, а также словарной работы.
Таким образом, обобщив материалы нашего курсового исследования мы выяснили, что литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Развитие словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Так же выяснили, что словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Он также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему: «Создание сборника «Лексика на фантиках» для обогащения лексического запаса слов учащихся на уроках литературного чтения».
Список литературы
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Тула ООО Издание «Родничок»; М.: ООО «Издание Астрель»: ООО «Издание Аст», 2003. – 238 с.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. - М,: Просвещение, 1985. – 288 с.