Экологическое воспитание младшего школьника
статья
Статья на тему "Экологическое воспитание младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
(по материалам курсового исследования)
Лизанец Олеся Александровна
Научный руководитель — Боева С. З., преподаватель кафедры естествознания высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования носит глобальный характер и затрагивает всё человечество, включая младших школьников. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Академик Н. Н. Моисеев полагает: «…решающую роль в утверждении междисциплинарного экологического образования играет Учитель…». [2, 3].
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Экологическое воспитание младших школьников как фактор формирования бережного отношения к природе».
Цель: рассмотреть различные методы формирования экологического воспитания младших школьников, как фактора бережного отношения к природе при помощи разнообразных источников.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических и методических основ темы с помощью анализа литературы по проблеме;
2) Изучение некоторых важных понятий, необходимых для понимания данной темы;
3) Раскрытие сущности экологического образования и воспитания;
4) Определение возможности учебной работы по экологическому воспитанию младших школьников;
5) Поиск методов для формирования экологического сознания у детей, знаний и опыта деятельности по сохранению природы.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание бережного отношения к природе позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Л. М. Кларина объясняет, что «эко» в переводе с греческого означает «дом», «жилище». [2]. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. [1]. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные тенденции, принципы и уровни экологического воспитания.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Изучив литературу по проблеме исследования, нами был успешно произведён активный поиск разнообразных форм, методов и приёмов для формирования экологического воспитания младших школьников. Рассмотрены объекты природы как средства экологического воспитания.
Мы уделили особое внимание и дали обоснование таким понятиям как «экскурсия» и «моделирование», как методам формирования бережного отношения к природе у школьников в начальном звене обучения.
Также были подчёркнуты такие методы как: «экологическая сказка», «беседа», «рассказ», «экологические ситуации нравственного выбора», «дискуссии», «мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам», «ролевые игры», «пример и поощрение», пошагово рассматривался такой приём экологического воспитания, как «турнир знатоков природы». Ещё мы уделили внимание приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой.
Отдельно нами была рассмотрена форма экологического воспитания: экскурсия по экологической тропе как средство формирования экологического воспитания. Такая форма работы с детьми значительно углубляет и расширяет знания детей о природе, формирует эмоциональную восприимчивость и бережное отношение к природе.
Формирование умений по оказанию помощи природе требует полной подготовленной и целенаправленной работы со школьниками, которая даст, очевидно, положительный результат. Необходимо знакомить ребят с деятельностью по оказанию помощи природе. В процессе работы по данной теме мы предлагаем занятия для экологической подготовки, адаптированные под различные формы проведения.
Данные методы должны применяться учителем начальных классов в начальной школе, так как экологическое воспитание - есть начало воспитания нравственной взрослой личности, уважающей, прежде всего себя и свою окружающую среду. Подчёркнутые нами методы являются не только мотивацией последнего поколения к уважению и защите природы, но ещё и толчком к положительному преображению её ландшафта, что в свою очередь развивает у ребят эстетические чувства.
Проанализировав методическую литературу по проблеме исследования, а так же электронные ресурсы, мы поняли, что экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя.
Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем, и их решение зависит:
а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;
б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения) о чём и была тема исследования.
Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но сейчас данная проблема стала более актуальной в связи с развитием технологий.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически воспитанную, эмоционально стабильную и восприимчивую личность. Также у школьников в процессе экологического воспитания формируются дополнительные знания о природе. Воспитание тесно связано с обучением в школе, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, а также основанное на практических действиях учащихся по охране природы поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Список использованной литературы
- Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]/ Е. В. Григорьева – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
- Кларина Л. М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя [Текст]/ Л. М. Кларина – М.: «Вита-Пресс», 2010. – 208 с.
- Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество: проблемы формализованного описания [Текст]/ Н. Н. Моисеев – М.: Наука, 2012. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465751-1679738773.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....