Экологическое воспитание младшего школьника
статья
Статья на тему "Экологическое воспитание младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Экологическое воспитание младшего школьника" | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
(по материалам курсового исследования)
Лизанец Олеся Александровна
Научный руководитель — Боева С. З., преподаватель кафедры естествознания высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования носит глобальный характер и затрагивает всё человечество, включая младших школьников. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Академик Н. Н. Моисеев полагает: «…решающую роль в утверждении междисциплинарного экологического образования играет Учитель…». [2, 3].
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Экологическое воспитание младших школьников как фактор формирования бережного отношения к природе».
Цель: рассмотреть различные методы формирования экологического воспитания младших школьников, как фактора бережного отношения к природе при помощи разнообразных источников.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических и методических основ темы с помощью анализа литературы по проблеме;
2) Изучение некоторых важных понятий, необходимых для понимания данной темы;
3) Раскрытие сущности экологического образования и воспитания;
4) Определение возможности учебной работы по экологическому воспитанию младших школьников;
5) Поиск методов для формирования экологического сознания у детей, знаний и опыта деятельности по сохранению природы.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание бережного отношения к природе позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Л. М. Кларина объясняет, что «эко» в переводе с греческого означает «дом», «жилище». [2]. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. [1]. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные тенденции, принципы и уровни экологического воспитания.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Изучив литературу по проблеме исследования, нами был успешно произведён активный поиск разнообразных форм, методов и приёмов для формирования экологического воспитания младших школьников. Рассмотрены объекты природы как средства экологического воспитания.
Мы уделили особое внимание и дали обоснование таким понятиям как «экскурсия» и «моделирование», как методам формирования бережного отношения к природе у школьников в начальном звене обучения.
Также были подчёркнуты такие методы как: «экологическая сказка», «беседа», «рассказ», «экологические ситуации нравственного выбора», «дискуссии», «мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам», «ролевые игры», «пример и поощрение», пошагово рассматривался такой приём экологического воспитания, как «турнир знатоков природы». Ещё мы уделили внимание приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой.
Отдельно нами была рассмотрена форма экологического воспитания: экскурсия по экологической тропе как средство формирования экологического воспитания. Такая форма работы с детьми значительно углубляет и расширяет знания детей о природе, формирует эмоциональную восприимчивость и бережное отношение к природе.
Формирование умений по оказанию помощи природе требует полной подготовленной и целенаправленной работы со школьниками, которая даст, очевидно, положительный результат. Необходимо знакомить ребят с деятельностью по оказанию помощи природе. В процессе работы по данной теме мы предлагаем занятия для экологической подготовки, адаптированные под различные формы проведения.
Данные методы должны применяться учителем начальных классов в начальной школе, так как экологическое воспитание - есть начало воспитания нравственной взрослой личности, уважающей, прежде всего себя и свою окружающую среду. Подчёркнутые нами методы являются не только мотивацией последнего поколения к уважению и защите природы, но ещё и толчком к положительному преображению её ландшафта, что в свою очередь развивает у ребят эстетические чувства.
Проанализировав методическую литературу по проблеме исследования, а так же электронные ресурсы, мы поняли, что экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя.
Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем, и их решение зависит:
а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;
б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения) о чём и была тема исследования.
Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но сейчас данная проблема стала более актуальной в связи с развитием технологий.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически воспитанную, эмоционально стабильную и восприимчивую личность. Также у школьников в процессе экологического воспитания формируются дополнительные знания о природе. Воспитание тесно связано с обучением в школе, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, а также основанное на практических действиях учащихся по охране природы поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Список использованной литературы
- Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]/ Е. В. Григорьева – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
- Кларина Л. М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя [Текст]/ Л. М. Кларина – М.: «Вита-Пресс», 2010. – 208 с.
- Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество: проблемы формализованного описания [Текст]/ Н. Н. Моисеев – М.: Наука, 2012. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....