ПК 4.4
методическая разработка (3 класс) на тему

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГАЗЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 (по материалам курсового исследования)

Аксулпанова Ирина Ризановна

Научный руководитель —Соколкина О.С., преподаватель кафедры психолого- педагогических дисциплин I квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования. Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально полезны качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Еще Аристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». [6,45]За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому- то посвятил.

Разработка этой проблемы началась очень давно, и в ней было задействовано большое количество педагогов, психологов и общественных деятелей. Среди них можно отметить: Аникееву Н.П., Донцову А.И., Эльконина Д.Б., Коломенского Я.Л., БехтереваВ.М.

       Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.  На основании: актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Создание тематических газет как средство формирования коллектива в младшем школьном возрасте».

На основе темы нами определена цель исследования: изучить теоретические и методические основы создания школьных газет в начальной школе и выявить их возможности в формировании коллектива младших школьников.

В соответствии целью нами определена цель нашего исследования:

1.Провести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2.Изучить особенности формирования коллектива в начальной школе.

3.На основе анализа современных источников литературы изучить виды школьных газет.

4.Освоить методику, технологии и приемы работы с младшим школьниками по созданию тематических газет

5.Определить возможности школьных газет в решении проблемы формирования коллектива младших школьников.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ литературы

2.Систематизация

3.Обобщение

4.Структурирование

В данном исследовании нами предпринята попытка осмысления и анализа теоретических основ понятия «коллектив» и его формирования в начальной школе.

 Нами изучено понятие «коллектив». На наш взгляд, наиболее точно сущность данного понятия отражена в следующем определении: коллектив – это социальная группа, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностей ориентаций и совместной деятельности.

 Рассмотрены стадии формирования коллектива. К ним относятся борьба за своё самоутверждение и также развитие коллектива характеризуется полнотой проявления его основных функций.

Описаны функции коллектива. Которые заключаются в введение детей в систему общественных отношений, и в организацию накопления ими опыта этих отношений, также основная форма и фактор организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой, формирование моральной  сущности  и личности, её нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе, способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность.

Рассмотрены особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте. Изучив   и проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте необходимо формировать коллектив т.к., коллектив играет очень важную роль в жизни каждого ребенка. Когда ребенок находится в коллективе у него формируется и проявляются отношение заботы, внимания, сотрудничество с другими людьми, взаимопомощь, разделение труда или отношения властвования, грубости, и враждебности.

В теме исследования нами предпринята попытка анализа теоретических и методических основ создания тематических газет в начальной школе.

Нами изучена роль и функции классного руководителя в начальной школе. Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Формы совместной работы классного руководителя с младшими школьниками к выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, классный руководитель посредством основных форм своей работы с детьми превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.

Характеристика и виды школьных газет, школьная тематическая газета при разумной организации работы с ней содействует формирование коллектива в младшем школьном возрасте, нравственному воспитанию младших школьников, выработке навыков самостоятельности

Методика работы классного руководителя по созданию тематических газет с младшими школьниками мы рассмотрели функции классного руководителя и основные виды деятельности классного руководителя.

Возможности создания школьных газет в формирования коллектива младших школьников, мы показали, что только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Проблема формирования коллектива заключается в том, что социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Изучив виды школьных тематических газет мы пришли к выводу, что школьная газета в системе воспитательно-нравственной работы является одним из эффективных средств сплочения коллектива классов и школы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Она помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей. На положительных примерах школьная газета показывает достижения и рост коллектива и тем самым способствует воспитанию у школьников добросовестного отношения к труду и общественным поручениям. Важно также отношение авторов заметок к фактам и событиям школьной жизни, деятельности детских и молодежных общественных объединений. Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом.

Таким образом школьная тематическая газета при разумной организации работы с ней содействует формирование коллектива в младшем школьном возрасте, их нравственному воспитанию и выработке навыков самостоятельности.

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование по данной проблеме и организовать информационно-методическую работу по созданию и выпуску газет на параллель начальных классов с методическими рекомендациями для учителя начальной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агутов, П.Р. Технология и современное образование [Текст]/ Педагогика. -1996. - №2- 256 с.

2.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1987- 96 с.

3.Аникеева, Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе. Наука- Школе[Текст] / Издательский центр «Просвещение» Москва 1983 – 96 с.

4.Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] // Педагогика. 1995.№4 -256 с.

5.Воспитательный потенциал коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. Revolution.allbest.ru

6.Караковский, В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н. [Текст]/Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М., 1996-160 с.

7.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. Заведений [Текст]/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.:Издательский центр «Академия»,2000-176 с.