Правописание "ЖИ-ШИ"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Обучение грамоте, 1 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: МОУ Полетаевская СОШ                                                                 Учитель: Ломакова С. В._____________________

Класс: 1 « Б»                                                                                                    Методист: Галиуллина Н.К.

                                                                                                                           Студентка: Лизанец Олеся 44 гр.

Дата: 28.02.2017                                                                                                                  

Тема урока: «Правописание ЖИ-ШИ»

Цель урока: систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ;

Урок: комбинированный

Планируемые результаты:

        

- Предметные:

 - выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

 - находить шипящие звуки в слове и вне слова;

 - анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;

 - соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

- Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, учебник.        


Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод словесный: подводящий диалог; хоровое чтение

Наглядный метод

3 мин.

Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

А ещё проверьте, дети

Есть линейка? Карандаш

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя.

Слушают СТИХОТВОРЕНИЕ.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и      Мотивационный этап Практический: минутка чистописания

5 мин.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Давайте начнём наш урок с минутки чистописания. На экране вы видите слова через запятую. Вам нужно составить предложение и записать его в тетрадь под числом. (Снег,летает,в,воздухе,белый). Кто хочет выйти к доске и записать получившееся предложение? У кого есть ещё варианты? Молодцы.

Воспринимают установку учителя.

Р: учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

4. Постановка и решение  учебной задачи

Практический: определение темы урока через проблему.

Словесный: определение темы и целей на урок

Практический: упражнение

Словесный: монолог учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: выведение правила

Словесный: монолог учителя

Наглядный метод: правило на экране

Словесный: повторение хором

Практический: выполнение упражнения по слайду

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение на внимательность

Словесный: учебный диалог

10 мин.

Прочитайте слова на экране.(Лыжи, шина). Какая орфограмма спрятана в этих словах? Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ) Чему будем учиться сегодня на уроке? (Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Кто хочет написать на доске характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.) А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш. Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

Ребята, о чём говорится в сказке? С какой буквой поссорились буквы Ж и Ш? А с какой подружились? Какой мы можем сделать вывод из сказки? (Буквы Ж и Ш неразлучны с буквой И) Значит как мы будем писать сочетания ЖИ-ШИ? (с буквой И) Почему? (Потому что они неразлучны). Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте про себя правило. А теперь давайте хором ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И!

ФИЗМИНУТКА

Запишите в тетради слоги в два столбика:  в первый жи, во второй ши. Послушайте загадки, а каждую отгадку запишите в нужный столбик.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)  

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

Какое слово вы записали в первый столбик? Во второй? А почему? Хорошо.

Ниже под столбиками напишите в тетрадь слово ШИШКА. Подчеркните сочетание ШИ. С какой буквой вы написали ШИ? Поднимите руку те, кто написал с И, а кто с Ы?

Посмотрите на экран. Кто громко сможет прочитать стихотворение?

ЖИ и ШИ такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

Только с И всегда пиши!

А теперь давайте хором! Молодцы.

На экране задание. «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика. В первый запишите слова с сочетанием ЖИ, во второй с ШИ

лу

жи

чи

жи

лы

жи

ши

ло

мы

ши

Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши.

Подчеркните сочетания жи–ши. А теперь поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. И проверьте по образцу на экране. У кого нет ни одной ошибки? У кого одна? У кого 2? В следующий раз мы обязательно напишем ещё лучше.

Запишите в тетрадь предложение с экрана и вставьте пропущенные буквы. (У Маш.. ж..л рыж..й кот.) Кто желает поработать у доски? Ребята, у кого также? Кто-нибудь заметил ошибку? Давайте исправим. Молодцы.

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Ю. Мориц, а вы послушайте его внимательно и запомните слова с сочетаниями жи–ши.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

Какие слова вы услышали? (тишина, вышина) Какой там знакомое сочетание для нас? Запишите самостоятельно эти слова через запятую. С какой буквой написали? Почему? Кто напомнит нам правило? Давайте ещё раз хором.

Восприятие темы и задач урока

Определяют тему и цель урока.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Выполняют характеристику звуков.

Слушают сказку.

Выполняют задание.

Анализируют и обобщают информацию.

Делают выводы.

Повторяют движения.

Воспринимают установку учителя.

Выполняют задание.

Записывают в тетрадь слово.

Отвечают на вопросы.

Повторяют хором

Записывают слова.

Выделяют орфограмму.

Отвечают на вопросы.

Запись предложения с экрана.

Выполняют упражнение на внимательность

Отвечают на вопросы.

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений 

П: формирование обобщенных знаний

К: адекватно использовать речевые средства общения; владеть диалогической формой коммуникации

П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Р: Самоопределение к деятельности

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

П: поиск и выделение необходимой информации;

5. Рефлексивный.

Итог урока Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

5 мин.

Итак, ребята! Чему мы сегодня научились на уроке? Какие мы перед собой ставили задачи? Выполнили ли мы их? С какой буквой дружат Ж и Ш? Что особенно понравилось выполнять на уроке?А теперь давайте оценим каждый свою работу.

сегодня я узнал...

было трудно…

я научился…

Отвечают на вопросы, подводят итог урока. Оценивают свою деятельность на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

снег, летает, в, воздухе, белый СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАПИШИТЕ ЕГО

Слайд 2

Лы жи , ? ши на

Слайд 3

Тема урока: правописание ЖИ - ШИ Сегодня мы… научимся писать слова сочетаниями ЖИ-ШИ . повторим правила по данной теме

Слайд 5

ЖИ _ ШИ _

Слайд 6

ЖИ сне жи нка ШИ ма ши на

Слайд 7

ЖИ и ШИ такие слоги, Что всегда к ребятам строги. ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ Только с И всегда пиши!

Слайд 8

«Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика. лу жи чи жи лы жи ши ло мы ши

Слайд 9

ЖИ лужи чижи лыжи ШИ шило мыши

Слайд 10

Запишите предложение и вставьте пропущенные буквы У Маш.. ж ..л рыж .. й кот. У Ма ш и жи л ры жи й кот .

Слайд 11

сегодня я узнал... было трудно… я научился…