ПК 4.5
олимпиадные задания на тему

Иосик Дарья Александровна

Участвовать в исследователькой и проектной деятельности в области начального образования. Олимпиады для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon olimpiady_dlya_shkolnikov.pdf711.99 КБ
Microsoft Office document icon zachem_nuzhna_olimpiada_v_nachalnoy_shkole.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Зачем нужна олимпиада в начальной школе?

Одна из основных задач современной школы -  помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал,  обеспечить развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

        Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка.

         С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, называют «одарёнными», не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и  творческую.

        Но, если проанализировать традиционные программы и учебники, то трудно не заметить, что упор в них делается на типовые задания и способы их решения, обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действий. Однообразное,  шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

         Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему школа должна создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка и особенно «одарённого». Начинать надо в начальных классах.

Наиболее эффективным средством выявления, развития  способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

        Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

        

«Благословенны трудности, ибо ими растём», – сказал некогда Николай Константинович Рерих. 

Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супер действенные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?

Предметные олимпиады  – это состязание учащихся (при этом не всегда только средне-образовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в  1934 году, организованную Ленинградским университетом.

Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

IMG_0261

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.

Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там  ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.

DSC_0268

Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.

Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач? Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.

Немаловажным фактором при подготовке является и личность педагога, его взаимоотношения с учеником. Помимо широкого кругозора, увлечённостью своим предметом и стремления к высокому качеству работы, учитель должен быть немного психологом, чтобы найти индивидуальный подход к ребёнку.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», в дистанционных интеллектуальных  конкурсах-играх  на образовательных порталах «Снейл», «МИНОБР.ОРГ».,  «45 min», «Продлёнка»,  «Перспектива» и др.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

        Второй год на базе своего класса провожу занятия по внеурочной деятельности «Эрудит». Основа рабочей программы – это программа  развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам», составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   

        Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятийдля детей в возрасте от 6 до 10 лет.  В   методичке и рабочей тетради - комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволяет комплексно решить образовательные задачи:  

        В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

        Программа «Эрудит» строится по двум направлениям:

        I направление:

Работа  в тетради на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».  

II направление:  

1) Подготовка к олимпиадам и конкурсам по предметам. Основу заданий для подготовки учащихся составляют задания прошлых лет.

2)Участие в Олимпиадах и конкурсах-играх.

        В прошедшем  учебном году учащиеся моего 1 «В» класса  принимали активное участие в Интернет – олимпиадах, конкурсах – играх по предметам

для младших школьников на образовательных интернет порталах: «Снейл», «МИНОБР.ОРГ»., «45 min» и стали победителями  Всероссийские олимпиады «Лучший ученик», "Правила хорошего поведения", «Мир домашних животных», Международной игре - конкурсе «Инфознайка – 2014».

        А так же команда из 5 учащихся   приняла участие в районной игре-конкурсе для первоклассников «По дорогам сказок…»  во Дворце детского (юношеского) творчества «На Ленской»  и заняла  I место

        Особое место в 2013/2014 учебном году  заняла Межпредметная школьная Олимпиада для учащихся 1-4 классов «Умники и умницы» (март-май 2014г.) разработанная, подготовленная и проведённая  МО учителей начальных классов нашей школыФорма проведения: очная, письменная. Ученики моего класса заняли 1и 3 место из 88 участников олимпиады.

        Олимпиада проводилась по 4 предметам: русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир;          12 заданий разной степени сложности. По каждому предмету – 3 вопроса, на каждый вопрос - 4 варианта ответа.

        Межпредметная олимпиада предполагала решение следующих образовательных, воспитательных и развивающих задач: 

  • организация творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствования практического мышления;
  • повышение престижа интеллектуального образования учащихся;
  • повышение общего уровня и интеллекта учащихся;
  • создание необходимых условий для выявления и поддержки детей с повышенной мотивацией к учебной деятельности;
  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
  • привлечение педагогов образовательного учреждения к инновационным методам и формам работы с учащимися.

Порядок проведения Межпредметной школьной олимпиады.

  1. Создание экспертной группы  (от каждой параллели 1 учитель).
  2.  Экспертная группа разработала положение о проведении олимпиады, утвердила на заседании МО учителей начальной школы. Организовала составление олимпиадных заданий в своей параллели (учителя распределили предметы, классы: учителя 1классов готовили задания для 4 класса; 2 класс - для 1 класса; 3 класс - для 2 класса;  4класс -  для 3 класса).
  3. Оценка заданий строилась  таким образом, чтобы сумма  баллов за все задания, предлагаемые каждому участнику конкурса, составляла 100 баллов (вопрос №1 – 5 баллов, вопрос №2 – 8 баллов, вопрос №3 - 12 баллов.
  4. Олимпиада проводилась в два тура: I тур – проводили классные руководители. Определили 5-6 победителей в своём  классе;

 II тур – проводили  учителя экспертной группы. Участники, занявшие первые три места по результатам олимпиады в каждой параллели, награждались грамотами.

                Эта работа будет продолжена и в этом учебном году. Она способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки.