ПК 4.4.
статья на тему

Нуретдинова Лилия Даниловна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_issledovatelskoy_rabote_kursovaya_rabota.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(по материалам курсового исследования)

Нуретдинова Лилия Даниловна

Научный руководитель -  Иваненко Н.С., преподаватель кафедры иностранного языка высшей квалификационной категории

Как только человек перестает читать, он перестает думать

Народная мудрость

Чтение – наиболее популярный и доступный вид речевой деятельности в школе. Сформировать навыки внутреннего чтения невозможно без формирования техники чтения. Формирование техники чтения является одной из основных задач обучения иностранному языку.

В настоящее время, когда интерес к чтению постепенно исчезает, м: «Почему дети так мало и ы часто задаем себе вопрос: почему дети так неохотно читают? Причин много. Одной из них, по моему мнению, является слабо сформированная техника чтения на родном языке. Ведь обучение чтению – труд тяжелый как для учителей, так и для учащихся. Чтение является продуктивным видом деятельности, т.к. чтение является одним из компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются на начальном этапе образовательного процесса.

Это и позволило сформулировать проблему исследования: какой должна быть система овладения навыков чтению на английском языке в младшем школьном возрасте, чтобы обеспечить успешное достижение учащимися образовательных результатов и реализацию развивающего потенциала предмета «Английский язык». Таким образом, формирование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения является одной из актуальных тем при обучении английскому языку в начальном звене.

Современные учащиеся продвинуты в мире разнообразных технических средств. Поэтому старые методы обучения действуют не так эффективно, как раньше. Современный учитель должен идти в ногу с учащимися и внедрять в процесс обучения как можно больше разнообразных методов и приемов работы, в том числе и при обучении чтению.

На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Формирование навыков в обучении чтению на английском языке на начальной ступени школьного образования».

Целью нашего исследования была определена в теоретическом обосновании и научно-методической разработке системы овладения навыков чтения на английском языке на начальной ступени школьного образования, ее реализации в учебных средствах.

Этой проблемой занимаются известные методисты и психологи: Миролюбов А.А., Гальскова Н.Д., Гез Н.И. и т.д.

Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:

  1. Отобрать и изучить учебно-методическую литературу по теме, а также выявить особенности обучения чтению на английском языке у учащихся в начальной школе;
  2. Изучить психолого-педагогические особенности обучения чтению учащихся в начальной школе;        
  3. Рассмотреть систему упражнений для обучения чтению в начальной школе;
  4. Обобщить материалы исследования для продолжения темы в дипломной работе и наметить развитие темы для выпускной квалификационной работы.

При выполнении исследовательского исследования мы использовали следующие методы теоретического исследования:

•        классификация;

•        обобщение;

•        изучение и анализ методической и психологической литературы;

•        систематизация.

В главе 1 мы рассмотрели психологические и лингвистические особенности обучения чтению. Следует сделать вывод, что чтение, с одной стороны, является процессом чувственного познания, а с другой — представляет собой письменное речевое сообщение

Процесс чтения, предполагающий психические процессы как мышление и результат его – извлечение информации.

Обучение чтению на иностранном языке нужно проводить с многократным чтением текстов одновременно сочетая работу с текстами, содержащими один и тот же языковой материал. Чтение – это активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность.

Умение читать предполагает, как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Подробно рассмотрели классификацию видов чтения по характеристике Миролюбова. Он выделяет следующие виды чтения:

  • Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
  • Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка.
  • Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Такое чтение предполагает общее представление о теме и основной мысли, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного. Оно также может быть в виде сообщения или реферата.
  • Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Для младших школьников одной из форм работы может быть какой-либо исследовательской деятельностью. [2]

Во второй главе мы рассматривали следующие стадии обучения чтению на начальном этапе:

  1. Различие звука и буквы. Знакомство с транскрипцией.
  2. Знакомство с буквами. Звуко - буквенные соответствия.
  3. Алфавит.
  4. Чтение слов, организованных по правилам чтения.
  5. Чтение текста. [5]

При этом есть возможность встретиться с рядом трудностей, таких как: 

  • Отсутствие достаточно прочных графических образов лингвистического материала. Такие графические образы сформированы уже у младших школьников при чтении на родном языке;
  • Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками; [6]

Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие включается умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определенными значениями, т.е. владение букво-звуковыми соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).

Мы рассмотрели подходы «от буквы к звукам» и «от звука к букве». Их подробно описывает Никитенко З.Н.

Чтение играет важную роль в обучении иностранному языку. Обучение чтению – труд тяжелый как для учителей, так и для учащихся. Овладение таким видом речевой деятельности как чтение, является чуть ли не основным условием развития речи в дальнейшем успешном обучении, ведь такие навыки закладываются в начальной школе.

Старые методы обучения уже плохо работают. Современный учитель должен идти в ногу с учащимися и внедрять в процесс обучения как можно больше разнообразных методов и приемов работы, в том числе и при обучении чтению. 

Учащиеся уже со 2 класса должны овладеть буквами алфавита, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением их на смысловые группы.

Зрелое умение читать предполагает, как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Основное внимание должно уделяться снятию трудностей в чтении на английском языке и использованию подходов в обучении чтению.

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрели следующие вопросы: Психологические и лингвистические особенности обучения чтению, трудности обучения чтения на английском языке и подходы в обучении чтению.

Таким образом, все поставленные нами задачи были решены. Нами обозначены перспективы для дипломной работы. Мы планируем продолжить изучать эту тему в дальнейшем. И более подробно рассмотрим вопрос об использовании опор при обучении монологической речи на уроках английского языка.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Миролюбов А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам. / под ред. /,- М. 1967.
  3. Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1986. - 243 с.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: АСТ Астрель, Полиграфиздат, 2010. с.141-163.
  5. http://eng.1september.ru/article.php?ID=200901908
  6. http://ext.spb.ru/site/110-publikacii/foreignlang/5254-2014-05-07-13-51-00.html