ПК 4.4.
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. Волкова
Челябинский педагогический колледж № 1
Научный руководитель: Подгорская Т.А.
«ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ ПО ИЗОИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Великие ученые-педагоги прошлого (Я.А. Коменский, А.В. Дистервег) и настоящего ( С.А. Смирнов, И.П. Подласый, Л.Д. Столяренко) заложили и развивают учение о классно-урочной системе. В настоящее время в педагогической науке сложились единообразные подходы к определенно основных принципов образования. К ним относятся: принцип доступности, принцип наглядности и др[9].
Среди всех принципов педагогики важнейшее место отводится принципу прочности усвоения знаний, и принципу систематичности контроля усвоенного этапа.
Одной из важнейших проблем школы в свете ФГОС является развитие творческой активности школьников, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания. Как никогда сегодня необходима такая организация обучения, которая способствовала бы достижению этих целей и была бы направлена не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ученика.
Одним из самых распространенных способов достижения обозначенных выше целей является систематизация знаний учащихся. Регулярное применение систематизации и обобщения знаний позволяет избежать формализма в обучении. К сожалению, в настоящее время в школе наблюдается нарушение целостности и системности обучения, потому цели качественного образования еще не достигнуты.
Проблема систематизации знаний и опыт младших школьников не так остро стоит на уроках математики и русского языка, так как учитель уделяет больше внимания контролю и месту на этих уроках. Однако, закрепление знаний и умений на уроках изоискусства организуется, как правило, менее регулярно. Именно поэтому младшие школьники зачастую не могут воспроизвести какое-либо понятие, художественный прием и т.п. Важную роль в систематизации обучения играет обобщающие уроки.
Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений. Обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся[8].
В настоящие время обобщающим урокам по изоискусству учителя- практики уделяют недостаточно внимания , мало качественных методических пособий по вопросам совершенствования обобщенных уроков, поэтому необходимо глубоко изучать и искать новые методы и формы организации этих уроков. Сегодня известные ученые- педагоги в области методики изоискусства Л.А. Неменская, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Коротеева, О.А. Островская и другие, занимаются разработкой обобщающих уроков изоискусства.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Обобщающие уроки по изоискусству в начальных классах»
Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования:
1.Изучить понятие «урок» в педагогической науке и «обобщающий урок» в современном образовании.
2. Представить типы и способы организации обобщающих уроков по изоискусству.
3. Систематизировать особенности обобщающих уроков по изоискусству.
4. Провести анализ тематики уроков по изоискусству.
5. Создать блок обобщающих уроков по методике Б.М. Неменского для 1 класса.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:
- изучение теоретической и педагогической литературы;
- анализ источников;
- сравнение точек зрений ученых;
- обобщение материалов.
Подробно изучив тему исследования, мы можем сделать вывод: обобщающие уроки важная составляющая часть всего учебного процесса. Так же мы узнали о понятии урок, обобщающий урок и его значение.
Теоретическое изучение основ урока и его типов, позволяет нам запомнить, что современный урок требует существенного реформирования. Современные учения обладают информационной культурой и многим интересуются, потому уроки должны быть с интересными проблемами. Изучая, классификацию уроков, сделав анализ учебника по изоискусству, разобрав обобщающие уроки мы выделили особенности темы.
Нас более глубоко интересуют цели и следующие структурные элементы обобщающих уроков:
- постановка цели урока, и мотивация учебной деятельности учащихся;
- повторение и коррекция опорных знаний, учащихся;
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
- подведение итогов урока[4].
Обобщающий урок нацелен на решение двух основных дидактических задач: 1) на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета; 2) на повторение , коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод в том, что обобщающие уроки по изоискусству очень важны. В этом мы убедились, когда полностью раскрыли вопрос о типах и особенностях обобщающих уроков. Так же рассмотрели значение и особенности обобщающих уроков по изоискусству. Сделали анализ тематики уроков по изоискусству. Разобрали блок обобщающих уроков для 1 класса.
В дальнейшем, в выпускной квалификационной работе мы планируем разработать комплект обобщающих уроков по изоискусству для учителей начальной школы.
Список литературы
4. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 512 с.
8. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского[Текст]: 1-4 кл. / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.А. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского.- М. : Просвещение, 2006.- 191 с.
Предварительный просмотр:
Волкова Е., Васьков К.41 группа
Младший школьник в процессе становления и развития своей самооценки
Известно, что самооценка это часть самосознания, которая включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.
Ряд проведенных исследований показал, что младшим школьникам присущи все виды самооценки: завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая, направленная в сторону неадекватного завышения или занижения. С возрастом у детей формируется способность правильно себя оценивать и снижается тенденция к переоценке. Тип самооценки ребенка можно определить не только на основании оценочных суждений о самом себе, но и по отношению к достижениям других детей. Повышенная самооценка не всегда выражается в расхваливании себя, чаще можно заметить критические суждения о деятельности и работе сверстников. Ученики, имеющие пониженную самооценку, переоценивают достижения одноклассников. Дети с адекватным типом бодры, активны, общительны и имеют хорошее чувство юмора. Поиск ошибок в собственной работе вызывает у них энтузиазм и интерес. Высокая адекватная самооценка делает детей активными, стремящимися к достижению успеха независимо от вида деятельности.
Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Самооценка определяет развитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность и неуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральных потребностей – в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Особенно большая роль в становлении и изменении самооценки принадлежит переживанию успеха, связанного с достижением цели. Оценка школьником своих возможностей или личностных качеств, необходимых для дальнейшей деятельности, под влиянием повторяющегося успеха повышается, при неоднократных неудачах, наоборот, эта оценка снижается, а с ней и уверенность в достижении соответствующих целей. Достижение трудных, но посильных для человека целей, как правило, повышают уровень дальнейших его притязаний, готовности браться за более трудные задания. Вследствие переживания успеха происходит максимальная мобилизация внутренних резервов личности [4,95].Само переживание успеха или неуспеха зависит от того, на какой уровень достижений ориентируется личность, какие по сложности она ставит перед собой цели – легкие или трудные. Заведомо легкие или заведомо трудные цели, как правило, не порождают чувства успеха или неуспеха.Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе.
Дети с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других ( учителей, сверстников относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя.
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе. Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних. Слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.
Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.Конечно же, повысить самооценку учащихся за короткое время невозможно. Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. В такой работе могут быть использованы следующие методы:
1. Игротерапия.
2. Арттерапия
3. Психогимнастика
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметом.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.
Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развивать потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
Арттерапия - (терапия искусством) это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и общие результаты.
Список литературы
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская.- издательство Ленинградского университета, 1984. - 292с.
Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Мн.: «ХЭЛТОН», 1998,-399 с.
Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -288 с.
Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина .- 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 256 с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.