ПК 4.4
статья по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Публикация статей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chto_nuzhno_znat_pro_samootsenku.doc | 69 КБ |
vseznayka.doc | 461.5 КБ |
statya_po_materialam_kursovogo_issledovaniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иосик Дарья
Кабардина Мария
Челябинск, 2017
Статья
«Что нужно знать про самооценку?»
Если вы сами цените себя невысоко,
мир не предложит вам ни на грош больше.
Соня Хени
Понятие самооценка в психологии сформировалась не сразу.
Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности.
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.
По мнению А. И. Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
С. Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая связана с самосознанием человека, стержень личности, которая базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидуальным окружением.
Самооценка считается одним из наиболее значимых и ключевых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает еще закладывается в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивида.
В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:
- близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
- величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
- устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
- широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.
- адекватная и неадекватная – этот вид самооценки результат склонности к объективному взгляду на самого себя и собственные проявления.
Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности
- стабильная - присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
- плавающая - отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля
Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, среди которых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности.
Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе Уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей (Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью. Это уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки.
Самооценка детей в младшем школьном возрасте является адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе - «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки, учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.
Развитие самооценки проходит 4 этапа:
1 этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.
2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.
3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников для педагогической оценки их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.
Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».
Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.
Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:
- за всё, что сделано не своими силами
- за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
- за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
- из жалости
- из стремления понравиться.
За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?
- За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
- За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.
Для повышения самооценки ребёнка следует:
- Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
- Попросите помощи у ребёнка.
- Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.
Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:
- прислушиваться к мнению окружающих
- спокойно воспринимать критику в свой адрес
- уважать чувства других детей, их желания.
В современном образовании недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок.
Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. В связи с противоречиями, связанными с проблемой изучения самооценки в младшем школьном возрасте, появляется необходимость более подробно исследовать проблему, непосредственно - в условиях общеобразовательной начальной школы.
Учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе.
Список использованной литературы
- Повышаем самооценку ребенку / эффективные советы для родителей // педагогика. – URL: http://paidagogos.com/?p=8159 (дата обращения: 14.02.2017).
- Понятие о самооценке. Определение термина самооценки / психология: теория и практика. – URL: http://www.toppsychologia.ru/infops-774-1.html (дата обращения: 15.02.2017).
- Виды самооценки / личность. - URL: http://gopsy.ru/lichnost/vidy-samoocenki.html (дата обращения: 13.02.2017).
- Уровень притязаний личности / психологический словарь. - URL: http://psychologiya.com.ua/u/3970-uroven-prityazanij-lichnosti-.html (дата обращения: 15.02.2017).
- Уровень притязаний и самооценка личности / гуманитарно-правовой портал. - URL: http://psyera.ru/uroven-prityazaniy-i-samoocenka-lichnosti-339.htm (дата обращения: 15.02.2017).
- Этапы формирования самооценки / студенческая библиотека онлайн. - URL: http://mobile.studbooks.net/1345436/psihologiya/etapy_formirovanie_samootsenki (дата обращения: 14.02.2017).
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение (ГБПОУ) «Челябинский педагогический колледж №1».
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора_______ Директор____________
___________________ ____________________
«___»__________2016 г. «___»__________2016 г.
Общеинтеллектуальная рабочая программа
внеурочной деятельности
«Всезнайка»
Для 1-4 классов
Срок реализации: 4 года
Составители: Иосик Дарья,
Кабардина Мария, 33 гр.
Направление: общеинтеллектуальная
программа
Возрастная группа:7-10 лет
Челябинск, 2016
Оглавление
Стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Учебно – тематическое планирование
2.1. 1-ый год обучения…………………………………………………………......9
2. 2. 2- ой год обучения…………………………………………………………...14
2. 3. 3- ий год обучения……………………............................................................19
2. 4. 4-ый год обучения…………………………………………………………...24
3. Содержание занятий «Всезнайка»
3. 1. 1 –ый год обучения…………………………………………………………12
3.2. 2 – ой год обучения………………………………………………………….17
3. 3. 3 – ий год обучения…………………………………………………………23
3. 4. 4 – ый год обучения………………………………………………………...28
4. Результаты освоения программы внеурочной деятельности ………………..30
5. Материально- техническое обеспечение для реализации программы………36
6. Список использованной литературы для учителя…………………………......38
7. Список использованной литературы для учащихся…………………………..40
8. Приложение…………………………………………………………………………41
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Всезнайка» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, созданию собственных проектов, так и проектов групповых, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа «Всезнайка» является интегрированной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, истории, изобразительного искусства, русского языка, математики, технологии и т. д. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Одна из проблем состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Так как одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. А на эти вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Всезнайка».
Цель программы: создание условий для расширения общеинтеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи программы:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Особенности реализации программы. Программа «Всезнайка» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний. В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляю. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Важно и то, что в данной программе можно решить и ещё две проблемы- диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.
Планируемые результаты. Содержание программы внеурочной деятельности «Всезнайка позволят достичь следующих результатов:
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, малой родине;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к самоопределению;
- развитие социальной культуры.
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач;
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, решать текстовые задачи.
- сформированность уважительного отношения к родному краю, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, запись и т.д.);
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничество, взаимопомощи, организации.
Формы проведения. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, математические (логические) игры, задачи, графические задания, загадки, словесные упражнения для внимания, иллюстрации, головоломки). Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Программа включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Формы и объем занятий:
• Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
• Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
• Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
• Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
|
|
Учебно-тематическое планирование
1-ый год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы организационной дея-ти уч-ся | |||
Теория | Практика | ||||||
| |||||||
1. 2. 3. | Цветочный календарь | 1 | 1 | - | Коллективная, индивидуальная деятельность. Экскурсия Час общения | ||
Экскурсия в парк «В мире цветов» | 1 | - | 1 | ||||
Практическая работа «Нарисуй в точности предмет» | 1 | - | 1 | ||||
4. 5. | О русском лесе | 1 | 1 | - | Групповая и индивидуальная деятельность. Беседа Выставка | ||
Практическая работа – изготовление макета леса | 1 | - | 1 | ||||
6. 7. | 1. Как хлеб пришел на стол? | 1 | 1 | - | Коллективная деятельность. Экскурсия Бесседа, час общения | ||
2. Экскурсия на хлебозавод | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
8. 9. 10.
11. | «Мы – авторы» | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Клуб общения, дискуссия Спектакль | ||
Кукольный театр | 1 | - | 1 | ||||
Постановка «Я - режиссер» | 1 | - | 1 | ||||
Спектакль «Великая азбука» | 1 | - | 1 | ||||
12. 13. 14. | Откуда пришла азбука? | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. Час общения Творческая групповая работа газета «Алфавит» | ||
Групповой проект «Алфавит» | 1 | - | 1 | ||||
Защита проектов | 1 | - | 1 | ||||
15. 16. 17. 18. | Сказки А.С. Пушкина. | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. Беседа Инсценирование сказок А. С. Пушкина Театральные постановки | ||
Сценки «Там, на неведомых дорожках…» | 1 | - | 1 | ||||
Сказки зарубежных писателей. | 1 | - | 1 | ||||
Литературная гостиная «Читаем А. С. Пушкина» | 1 | - | 1 | ||||
19. | Крылатые выражения | 1 | - | 1 | Коллективная деятельность. Экскурсия в библиотеку | ||
20. 21. | «Мы поэты» | 1 | 1 | 1 | Индивидуальная, групповая деятельность. Семинар Тренировка Концерт | ||
Вечер «Мы – великие поэты» | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
22. 23. | Виды кроссвордов. | 1 | 1 | - | Коллективная и индивидуальная деятельность. Час общения Решение и составление кроссвордов | ||
Учимся составлять кроссворды | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
24. | В мире планет | 1 | - | 1 | Экскурсия, посещение планетария | ||
25. 26. | Космическое пространство | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая деятельность. Презентация, клуб общения Конференция (конверт вопросов) | ||
Мозговой штурм «Теория большого взрыва» | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
27. 28. | Почему мы любим животных? | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Час общения Конкурс эрудитов – любителей животных. Выставка | ||
Практическая работа «Мое любимое животное» | 1 | - | 1 | ||||
29. 30. | В траве сидел кузнечик | 1 | 1 | - | Коллективная, индивидуальная деятельность. Экскурсия Наблюдение за насекомыми Демонстрация, исследование | ||
Экскурсия в парк | 1 | - | 1 | ||||
31. 32. | Этот удивительный мир диких животных. | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. Презентация, беседа о животных, выставка книг и иллюстраций. «Какая польза от домашних, диких животных?» Видеоматериалы | ||
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приемов ухода за животными | 1 | - | 1 | ||||
33. 34. | Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая деятельность. Конференция Выставка | ||
Итоговое занятие. Юные любители животных | 1 | - | 1 | ||||
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание занятий «Всезнайка»
1-ый год обучения
Раздел | Тема | Содержание |
«В мире растений» | Знакомство с миром растений | Экскурсия в парк. Наблюдение за цветами. Рисование на асфальте. Наблюдение за объектами природы, их изучение и преобразование полученных знаний в продукт (рисунки, создание макета). Беседа о лесном царстве. Изготовление макета леса из пластилина (работа в группах). Практическое задание «Нарисуй в точности предмет», «Давайте вместе подумаем». Экскурсия на хлебозавод. История появления хлеба на столе, виды, применение. Понятие: макет. |
«Великий русский язык» | Расширение базовых знаний урока | Организация кукольного театра из принесённых детьми игрушек. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Задание: «Выдели несколько групп», «Карусель загадок». Отгадывание загадок, прослушивание стихов. Конкурс лучших чтецов. Подбирать фразеологизмы. Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву", «Фантазер». Понятие: фразеологизмы. |
«Математическая смекалка» | Знакомство с нетрадиционными формами математических заданий | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Оригинального и нестандартного подхода к заданию. Умение работать в парах и группах. Веселая арифметика «Расшифруй». Составление алгоритма решения кроссвордов. Какие виды кроссвордов вы знаете? |
«О космосе» | Знакомство с неземным пространством | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления, внимания. Умения анализировать и обобщать. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). «Что бы это значило?». Полезные изобретения. Практические задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, отличать провокационную идею от гипотезы. |
«В мире животных» | Приобретение новых и укрепление ранее полученных знаний о мире животных. | Нравственное воспитание: чувства сострадания, доброты, любви. Учатся составлять рассказ, выстраивают логическую последовательность своих действий. Умение давать эмоциональную оценку своей работе. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Дидактическая игра «Мой друг», рисунки животных по шаблонам. Создание афиши (работа в группах). Развивать знание и кругозор ребенка. Проведение конференции, выставки – результаты работы любителей животных. |
Учебно-тематическое планирование
2 –ой год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы организационной дея-ти уч-ся | ||
Теория | Практика | |||||
| ||||||
1. 2. 3. 4. | «Тайны волшебных слов» | 1 | 1 | - | Коллективная, индивидуальная, групповая деятельность. Театр Час общения Конверт вопросов | |
Город волшебных слов. | 1 | 1 | - | |||
Подготовка к театру. Репетиция. | 1 | - | 1 | |||
Сказка «Волшебные слова» | 1 | - | 1 | |||
5. 6. 7. 8. 9. | «Королевство Ошибок» | 1 | 1 | - | Индивидуальная, работа в парах, групповая деятельность. Сочинять сказки. Час общения Беседа Разыгрывание ситуаций | |
Стихотворения. Их особенности | 1 | 1 | - | |||
Литературный час «Лучшие чтецы». | 1 | - | 1 | |||
Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу» | 1 | - | 1 | |||
Итоговое выступление. Приглашения для родителей | 1 | - | 1 | |||
10. 11. | На карнавале слов | 1 | 1 | - | Рассказ учителя о словах-двойниках. Час чтецов Игры со словами – двойниками | |
Я изучаю русский язык | 1 | - | 1 | |||
| ||||||
12. 13. 14. | «Я знаю все!» | 1 | 1 | - | Коллективная, индивидуальная деятельность. КВН Игры с омонимами, омофонами Час общения | |
Кроссворд «Конкурс знающих» | 1 | - | 1 | |||
К нам пришли омонимы и омофоны. Давайте поиграем! | 1 | - | 1 | |||
15. 16. 17. | Древние письмена | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Рисуночное письмо. Выставка Демонстрация Практическая работа «Ш?З?Три?» | |
«Священные знаки» | 1 | - | 1 | |||
Сказка Р. Киплинга | 1 | - | 1 | |||
18. 19. 20. | Чудесное превращение слов | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. Дискуссия Инсценировка | |
Я разгадываю. | 1 | - | 1 | |||
Я выбираю новую роль | 1 | - | 1 | |||
21. 22. | Экскурсия в прошлое | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. Час общения Интерактивная экскурсия в «музее» древних слов | |
Древние слова: архаизмы, историзмы | 1 | - | 1 | |||
23. 24. | Полёт в будущее | 1 | 1 | - | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность. Клуб общения Узелки на память | |
Составление узелков на память «Новые слова» | 1 | - | 1 | |||
| ||||||
25. 26. | Задачи – шутки | 1 | 1 | - | Коллективная, индивидуальная деятельность. Демонстрация Работа в парах над составлением задач | |
Альбом «Задачи-шутки» | 1 | - | 1 | |||
27. 28. 29. 30. | Шапка для размышлений. Что это? | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая деятельность. Поход на интерактивную экскурсию в музей (на любую выставку). Час общения Конкурс Игра «шапка для размышлений» | |
Интерактивная экскурсия в музей. | 1 | - | 1 | |||
В здоровом теле-здоровый дух! | 1 | 1 | - | |||
Мозговая гимнастика | 1 | - | 1 | |||
31. 32. | Спичечные города | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность Ребусы из спичек Сочиняем задания на концентрацию внимания | |
Ребусы | 1 | - | 1 | |||
| ||||||
33. 34. 35. 36. | Праздник «Почемучки» | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая деятельность. Изготовление настольной игры «Путешествие Винни - Пуха». Мини-спектакль «Путешествие Винни-Пуха» | |
Оригами – игрушки «Друзья Винни-Пуха» | 1 | - | 1 | |||
Настольные игры, настольный театр | 1 | - | 1 | |||
Мини-спектакль «Путешествие Винни-Пуха» | 1 | - | 1 | |||
Итого: | 36 | 15 | 21 |
Содержание занятий «Всезнайка»
2 –ой год обучения
Раздел | Тема | Содержание |
«Путешествие по стране слов» | Глубокое изучение слов, рассматривание с разных позиций | Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Тренировка слуховой памяти. «Лишнее слово». Находить закономерности. Разгадать загадки, слушать стихи и рассказы о волшебных словах. Сказка «Волшебные слова». Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Игра «Волшебная яблоня». Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Тренировка слуховой, зрительной памяти. Демонстрировать способность переключать внимание. Совершенствование воображения. Понятия: слова-двойники, слова-омофоны. |
«Знатоки Великого…» | Изучение в нестандартных формах самого интересного в русском языке. | Изучение за рамками программы русского языка. Развития творчества, нестандартного мышления. Создания условий для успешного выполнения заданий. Изучение правил «Узелки на память». Головоломка «Вгостилёт». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки». Понятия: омонимы, иероглифы, устаревшие слова, неологизмы. Планировать свою работу «Что сначала, что потом». Знакомство с «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление. Особенности устаревших слов - архаизмов. Разгадывают ребусы, загадки, шарады. Играть со словами синонимами, антонимами, омонимам. Рассказ детей с помощью учителя о неологизмах. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи. Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. Изучение биографии Р. Киплинга. Разновидности амонимов. |
«Внимательность всему голова» | Развитие разных видов внимания | Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления. Умения концентрироваться. Работать в группах и парах. Учимся давать определения понятиям. Классификация. Что же это такое – задачи-шутки? (рассказ учителя). Решение ситуативных задач на внимание. Составление учителем вопросов, заданий по тому, что увидели, с чем познакомились на экскурсии. Задание: «Выдели несколько групп». Называть предмет по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Решать задачи, отгадывать ребусы. Игра «шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь) Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией). Создание рисунка из спичек, на счет три пока ученик не видит, что - то менять и др. Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Понятия: задачи-шутки, ребусы. |
«В мире игр» | Изучить базовые привила и условия для игр. | Характеризовать особенности отдельных игр. История происхождения настольной игры. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры. Понятия: актеры и зрители, подвижные и настольные игры, оригами, мини-спектакль. |
Учебно-тематическое планирование
3 –ий год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы организационной дея-ти уч-ся | ||||
Теория | Практика | |||||||
| ||||||||
1. 2. | История фейерверков | 1 | 1 | - | Индивидуальная деятельность. Презентация Рассказ учеников с помощью учителя на тему «Фейерверк». Аппликация из бумаги «Салют» | |||
Практическая работа: аппликация «Салют» | 1 | - | 1 | |||||
3. 4. 5. 6. 7. | Бал-маскарад (история происхождения) | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Создание масок. Инсценировка настоящего бала - маскарада. Выставка | |||
Видео – фильм «Бал всего света»; | 1 | 1 | - | |||||
Практическая работа: «У меня два лица»; | 1 | - | 1 | |||||
«Мы торопимся на бал» (подготовка костюмов, реквизита, музыки); | 1 | - | 1 | |||||
«Страницы прошлого» (проведения бала) | 1 | - | 1 | |||||
8. 9. | Этикет (из истории, правила и нормы); Практическая работа: Поделка «Мы вам дарим приглашение» (создание собственного авторского приглашения) | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная деятельность. Изучение правил этикета. Оформление приглашения | |||
10. 11. | Семейные праздники | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Составление календаря семейных праздников Чаепитие | |||
Практическая работа: создание альбома – книги «Праздники моей семьи» | 1 | - | 1 | |||||
12. 13. 14. 15-16. | Вечеринка Золушек и Рыцарей (из истории – кто это?) | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность. Составление конкурсных заданий (работа в группах). Создание макета «Принцы и Принцессы на балу» Час общения | |||
«Час чтения сказок» | 1 | - | 1 | |||||
Практическая работа: «рыцарские турниры», «Эрудированные принцессы» (составление детьми заданий, игр) | 1 | - | 1 | |||||
Творческая работа, создание макета «Принцы и принцессы на балу» | 2 | 1 | 1 | |||||
17. 18. 19. 20. | «А зря никто не верил в чудеса» | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Час общения Создание собственной тематической вечеринки | |||
Беседа по сказкам, мультфильмам и фильмам «Чудеса бывают» | 1 | 1 | - | |||||
Практическая работа: «Атрибуты волшебства» (работа с бумагой, с тканями и другими материалами) | 1 | - | 1 | |||||
«Мы творим чудеса» (подбор музыки, костюмов и образов для вечеринки) | 1 | - | 1 | |||||
|
21. 22. | Одежда наших предков | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Исследование. Составление кроссворда «Одежда предков». |
Кроссворд по теме «Одежка предков» | 1 | - | 1 | ||
23. 24. 25. | История русского сарафана | 1 | 1 | - | Индивидуальная деятельность. Презентация «Русский наряд в изображении художников». Бумажная пластика: сарафан для куклы. |
Рассматривание, сопоставление «Русский наряд в изображении художников»; | 1 | - | 1 | ||
Практическая работа: «Русская краса» (бумажная пластика) | 1 | - | 1 | ||
26. 27. 28. | Домик для пальчиков | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Варежка - прихватка – проект. |
Практическая работа: «Мои варежки» | 1 | - | 1 | ||
«Ручки всего класса» (защита проекта и представление работы) | 1 | - | 1 | ||
29. 30. 31. 32. | Что такое «мода»?
| 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Видеофильм: история моды. Экскурсия в ателье мод. Создание собственного народного костюма (с помощью родителей) |
Видеофильм «Мода» | 1 | - | 1 | ||
Экскурсия в ателье мод | 1 | - | 1 | ||
«Народный костюм» (создание собственного) | 1 | - | 1 | ||
| |||||
33. 34. | Театр кукол | 1 | 1 | - | Групповая деятельность. Рассказ – беседа. Создание кукольного театра: из бумаги, из ткани, из бросовых материалов. |
Практическая работа: «Мой кукольный театр» | 1 | - | 1 | ||
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Содержание занятий «Всезнайка»
3 –ой год обучения
Раздел | Тема | Содержание |
«Праздник» | Название и история появления праздников и обычаев. | Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Раскрыть понятие «бал». Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. Узнать, какие есть предметы и обычаи, связанные с праздниками. Праздничные конкурсы и игры. Презентация «фейерверк». История появления праздника. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Понятия: аппликация, бал, этикет, макет. |
«Одежда через времена» | Происхождение некоторых предметов одежды. История их создания. | Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. Теория русский народный костюм. Беседа о видах пуговиц. Презентация «Русский наряд в изображении художников». История появления варежек. Назначение и использование предметов одежды. История возникновения одежды наших предков. Понятия: варежка прихватка, мода. |
«Театр кукол» | Создание театра кукол. | Практическая направленность. Умение работать в группах и со взрослыми. Развитие творческих способностей и воображение. Создание собственных кукол и костюмов для них, придумывание истории. Что такое театр кукол? Понятие: театр кукол. |
Учебно-тематическое планирование
4 –ый год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы организационной дея-ти уч-ся | |||
Теория | Практика | ||||||
| |||||||
1. 2. 3. | Когда был изобретен зонтик | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Презентация. Создание панно «Зонтик» | ||
«Музей зонтиков» (выставка собственных, изучения их строения) | 1 | - | 1 | ||||
«Зонтик» - панно | 1 | - | 1 | ||||
4. 5. 6. 7. 8. | Видео – фильм «Монеты» | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Час общения Презентация «История монет». Составление коллекции монет Исследование | ||
История происхождения монет | 1 | 1 | - | ||||
Практическая работа: «Мои монеты» | 1 | - | 1 | ||||
Создание сборника | 1 | - | 1 | ||||
Представление «Коллекционного сборника монет» | 1 | - | 1 | ||||
9. 10. | Моделирование телеграфа и других средств связи | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Конверт вопросов моделей телефона (по выбору учащихся) | ||
Практическая работа: «Мой телефон» | 1 | - | 1 | ||||
11. 12-13. 14. | Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Час общения Поход в океанариум. Изонить «Рыбки» | ||
Океанариум | 2 | 1 | 1 | ||||
Практическая работа: изонить «Рыбки» | 1 | - | 1 | ||||
15. 16. 17. 18. 19. | Компьютер и Интернет | 1 | 1 | - | Индивидуальная деятельность. Работа на компьютере (тема «Интернет»). Проект «Мой день рождения» | ||
«Внутренний мир» (изучения компьютера) | 1 | 1 | - | ||||
«Проводной и беспроводной интернет» | 1 | - | 1 | ||||
«Безопасность в сети» | 1 | - | 1 | ||||
«Мой День рождения» (интернет проект) | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
20. 21. 22. | Общественный транспорт. История возникновения и развития в России | 1 | 1 | - | Групповая деятельность. Беседа Проект «Макет улицы» Выставка | ||
Практическая работа: изготовление моделей общественного транспорта | 1 | - | 1 | ||||
Защита проекта «Макет улицы» | 1 | - | 1 | ||||
23. 24. 25. 26. | Кто придумал велосипед? | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Конкурс «Безопасное колесо» Моделирование велосипеда Артамонова (1803 г.) Выставка | ||
Практическая работа: изготовление модели велосипеда Артамонова | 1 | 1 | - | ||||
Практическая работа: изготовление моделей современного велосипеда | 1 | - | 1 | ||||
Эстафета «Два колеса и я» (велозабег) | 1 | - | 1 | ||||
27. 28. | Кто создал автомобиль? | 1 | 1 | - | Работа в парах, групповая деятельность. Сборка машины из деталей конструктора Выставка | ||
Практическая работа: «Машина мечты» (легоконструирование) | 1 | - | 1 | ||||
29. 30. 31. 32. | Кто изобрел самолет? | 1 | 1 | - | Коллективная, групповая деятельность. Рассказ приглашенного гостя - летчика. Конструирование самолета из деталей конструктора. Экскурсия в музей авиации (ЧВВАКУШ) Выставка | ||
Из первых уст | 1 | - | 1 | ||||
Экскурсия в музей авиации | 1 | - | 1 | ||||
Практическая работа: «Самолет, который летает» (легоконструирование) | 1 | - | 1 | ||||
33. 34. | Луноход, космический аппарат. «История покорения космоса» | 1 | 1 | - | Групповая, индивидуальная деятельность. История покорения космоса (конверт вопросов) Аппликация «Луноход» Выставка | ||
Практическая работа: «Луноход» | 1 | - | 1 | ||||
35. 36. | Лайнер. Пароход | 1 | 1 | - | Индивидуальная, групповая деятельность. Час общения Оригами «Кораблик» Выставка | ||
Практическая работа: «Кораблик» (оригами) | 1 | - | 1 | ||||
37. 38. 39. 40. | Конференция (Обсуждения сочинений, оценка) | 1 | 1 | - | Индивидуальная, коллективная деятельность. Час общения Написание сочинения на тему «Поезд моей мечты» Конференция | ||
Железнодорожный транспорт | 1 | - | 1 | ||||
Видео – фильм «РЖД России» | 1 | 1 | - | ||||
Сочинение на тему «Поезд моей мечты» | 1 | - | 1 | ||||
| |||||||
41. 42. 43. | Кто основал первый зоопарк? (из истории) (проект игры для первоклассников) | 1 | 1 | - | Групповая, коллективная деятельность. Информация из справочника «Что такое? Кто такой?». Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников). Поход в зоопарк | ||
Практическая работа: Мини-проект «Мы идем по зоопарку» | 1 | - | 1 | ||||
Поход в зоопарк | 1 | - | 1 | ||||
Итого: | 43 | 16 | 27 |
Содержание занятий «Всезнайка»
4 –ый год обучения
Раздел | Тема | Содержание |
«Полезные изобретения» | Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение | Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: зонтик, деньги, телефон, аквариум, компьютер, интернет. Беседа: виды распространенных аквариумных рыбок. Вред изобретений. Презентация «История монет». Компьютер как современное достижение науки. Понятия: панно, компьютер, интернет. |
«Транспорт» | Основные виды транспорта, их появление. Профессии, сопровождающие работу транспорта. | История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт. Особенности устройства и изготовления модели велосипеда Артомонова (1803 г.). Первые легковые автомобили. Автомобили Фрезе и Яковлева. Электромобиль Романова. Фирмы-лидеры по выпуску легковых автомобилей. Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. Водные суда и их особенности, оригами «Кораблик». Великие географические открытия. Виды железнодорожного транспорта. История покорения космоса. Понятия: лайнер, оригами, луноход. |
«Дом для наших друзей» | История создания, предназначения. | Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Создание макета «Наш зоопарк». |
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
Личностные результаты:
| Прогнозируемый воспитательный результат: - иметь представление об общекультурном наследии России; - знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; - уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относиться к окружающим; - иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать ее историю, культурные и исторические памятники. Прогнозируемый воспитательный эффект: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; - проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; - мотивация интереса к семейным традициям и ценностям; - бережное отношение к семейным традициям, традициям своего и другого народа, потребность сохранить их для других поколений; - участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Методика «Кто я?» (модификация методики М. Куна) Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, 2004) | Ноябрь Март Апрель |
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
| Прогнозируемый воспитательный результат: - количественные характеристики объекта , задаваемых словами «каждого», «какого - нибудь»; - восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; - выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена; - умение заменять термины их определениями; - умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Прогнозируемый воспитательный эффект: - умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; - умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами; - умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); Умение выражать структуру задачи разными средствами ; - умение выбирать , сопоставлять и обосновывать способы решения; - умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. | Методика «Кодирование» (11 – й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю.Панасюка) Проба на определение количества слов в предложении (С. Н. Карпова) Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С.Цветковой) | Октябрь Декабрь Февраль |
Метапредметные результаты:
| Прогнозируемый воспитательный результат: - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет ил вопрос; - ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; - понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; - умение договариваться, находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; - способствовать сохранять доброжелательное отношение друг другу в ситуации конфликта интересов; - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Прогнозируемый воспитательный эффект: - потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - активная жизненная позиция. | Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Задание «Дорога к дому » (модифицированный вариант) Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей» автор Т. В. Смирнова. | Сентябрь Январь Май Май |
Материально-техническое обеспечение
для реализации данной программы:
Условия проведения | Средства технического оснащения |
1 класс | |
Класс, парк, хлебозавод, актовый зал, библиотека, планетарий, коридоры школы. | Канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника, компьютер, проектор, экран, справочники, словари, аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц, наглядные пособия, бумагопластика, игрушки, костюмы, детские книги. |
2 класс | |
Класс, актовый зал, коридоры школы | Канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника, компьютер, проектор, экран, справочники, словари, аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц, наглядные пособия, спички, бумага, костюмы. |
3 класс | |
Класс, актовый зал, коридоры школы, театр. | Канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника, компьютер, проектор, экран, справочники, словари, аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц, наглядные пособия, бумага, костюмы, атрибутика. |
4 класс | |
Класс, актовый зал, коридоры школы, музей авиации, зоопарк, океанариум. | Канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехника, компьютер, проектор, экран, справочники, словари, аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц, наглядные пособия, нитки, панно, велосипеды, легоконструирование, бумагопластика. |
Список использованной литературы
для учителя
Основная литература:
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса [Текст]: методические рекомендации/ авторы - составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, Л. Н. Чипышева; под ред. М. И. Солодковой, А. В. Кислякова, Ю. Ю. Барановой – Челябинск: Издательство «ПОЛИГРАФ-мастер», 2011. – 93 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/авторы: В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
6. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.:/ Сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 2 – 192 с.
7. Тисленкова, И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
Дополнительная литература:
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч. - поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с.
2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/. – 28. 03. 2016.
3.
4. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-obschekulturnomu-napravle1.html. – 09. 05. 2016.
5. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/08/22/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-1-4-klassy. – 02. 02. 2016.
6. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Список использованной литературы
для учащихся
Основная литература:
1.Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007. -320 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
4.Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
5.Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.
6. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. О.Е.Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Москва. «Вако». 2007. – 288 с.
7. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2012. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
Дополнительная литература:
1.Белицкая, Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
2.Е.М.Елизарова Окружающий мир. Клуб почемучек. Издательство «Учитель» Волгоград.2010. – 251 с.
3.Живалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырёхлетней школы: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 2008- 47с.
4.Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: 5. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
6. Н.В.Кийко, Н.А.Порунова. Окружающий мир. Издательство «Учитель»
Волгоград. 2010. – 136 с.
7. Перельман, Я. И. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега. 2010. – 256с.
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:
1 балл — так делать можно,
2 балла — так делать иногда можно,
3 балла — так делать нельзя,
4 балла — так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Вид социальных норм | Категории конвенциональных норм | Конвенциональные нормы | Мини-ситуации нарушения конвенциональных норм |
конвенциональные нормы | ритуально — этикетные |
правила и формы обращения в семье |
ушел на улицу без разрешения; |
организационно – административные |
правила поведения в общественных местах, |
перешел дорогу в неположенном месте; | |
моральные нормы | Нормы альтруизма Нормы ответственности, справедливости и законности |
норма ответственности за нанесение материального ущерба |
|
Всего в предложенной анкете было представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16)
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл Так делать можно | 2 балла Так делать иногда можно | 3 балла Так делать нельзя | 4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
- Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
- Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
- Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
- Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
- Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
- Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
- Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
- Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
- Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
- Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
- Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
- Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
- Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
- Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
- Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
- Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 — сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.
Предварительный просмотр:
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)
Иосик Дарья Александровна
Научный руководитель – Асабина Т. А., преподаватель кафедры иностранных языков высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что с середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками.
В данное время различные темы, связаные с нетрадиционными уроками иностранного языка в начальной школе, не являются новыми в педагогике, но они изучены не до конца и остаются актуальными и сейчас [12, с. 384]. Результаты более чем сорокалетних исследований отечественных учёных, доказавших преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, получили признание в обществе. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда [28].
На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога – постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося [9, с. 49].
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку, например, через урок – путешествие. Изучением данного вопроса занимались лингвисты Е. И. Пассов, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и др.
Многие учителя иностранного языка высказываются против таких уроков, так как отступление от привычных стандартных уроков ведет за собой снижение дисциплины в учебной группе. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Поэтому, нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении умений, знаний и навыков учащихся.
Некоторые из них, в частности, урок – путешествие, можно использовать при изучении нового материала. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счёте, приведёт к падению у учащихся интереса к предмету и учёбе [34].
На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсового исследования: «Урок – путешествие как эффективная форма систематизации учебного материала по немецкому языку в начальной школе».
Целью нашей работы являлось раскрытие нетрадиционного вида урока – путешествия и показать эффективность применения данного урока учителем на немецком языке в начальной школе.
При работе над темой были определены задачи исследования:
- определить формы и виды нетрадиционных уроков, используемых в обучении младших школьников;
- определить значение использования нетрадиционных уроков на начальном этапе обучения иностранному языку;
- раскрыть психологические особенности младших школьников;
- путем изучения методической литературы, отобрать наиболее приемлемые формы работы на различных этапах урока иностранного языка;
- показать важность применения урока – путешествия при систематизации и обобщении изучаемого материала.
При исследовании вопроса использовались следующие методы:
- отбор и изучение методической литературы;
- анализ;
- обобщение;
- синтез.
В первой главе, на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы в процессе работы над темой мы пришли к выводу, что в педагогике в настоящее время большое внимание уделяется нетрадиционным формам обучения. Нестандартные формы уроков чаще всего используются на этапе закрепления знаний, но некоторые элементы таких уроков могут использоваться и на других этапах урока. Также мы раскрыли специфику проведения нетрадиционных уроков иностранного языка в начальной школе.
Нами рассмотрен урок, как основная единица образовательного процесса, выделены специфические признаки урока иностранного языка, отличающие его от других организационных форм обучения. Также нами исследована структура стандартного урока иностранного языка.
Нами рассмотрено, что такое нетрадиционный урок, выделены формы и виды нетрадиционных уроков иностранного языка, используемых в обучении младших школьников. Например, уроки в форме соревнования и игр, интегрированные уроки, уроки творчества и т. д.
Мы раскрыли сущность нетрадиционных уроков иностранного языка, представили некоторые приемы формирования коммуникативных навыков на нетрадиционных уроках иностранного языка. Нами подчёркнуто значение использования нетрадиционных уроков на начальном этапе обучения с тем, чтобы учитель смог задуматься о том, что можно сделать на уроке, чтобы заинтересовало детей и заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им в будущем.
Кроме того, нами были раскрыты особенности проведения нетрадиционных уроков в начальной школе и психологические особенности младших школьников на уроках иностранного языка.
Значит, формы и виды нетрадиционных уроков иностранного языка, а также приемы формирования коммуникативных навыков, способствуют эффективному процессу обучения иностранному языку. Проведение нетрадиционных уроков – показатель мастерства учителя, проявление его творчества, фантазии, новаторства. Качественно проведённые уроки иностранного языка в нетрадиционной форме – уроки всегда мотивированные, они интересны для детей, привлекают их своей новизной и необычным содержанием.
Мы изучили во второй главе один из видов нетрадиционного урока иностранного языка в начальной школе – это урок – путешествие.
Нами рассмотрены занимательные формы работы на различных этапах урока иностранного языка, также применение игровых ситуаций, сказочных персонажей, которые направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся.
Нами был сделан вывод, что подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. И дали краткую характеристику проведения урока – путешествия в начальной школе на уроках иностранного языка с применением игровых технологий, что позволяет вовлекать в работу всех детей.
Мы раскрыли сущность уроков обобщения и систематизации знаний на примере нетрадиционного урока – путешествие. Также были выделены приемлемые виды данного урока, на котором ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, и воспитываются нравственные качества.
Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что главная задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить, но при этом в процессе работы у учащихся должны закрепляться, углубляться и совершенствоваться иноязычный материал. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, на котором могли бы систематизироваться и воспроизводиться наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала на примере нетрадиционного урока - путешествие.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам иностранного языка, на наш взгляд, усилился. Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают у детей интерес к предмету, интеллектуальные и познавательные способности, воспитывают культуру общения. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность это формировать и улучшать. Поэтому в работе мы планировали изучить особенности традиционного урока, урока - путешествия и нетрадиционные формы его проведения, а также, что позволяет учителю формировать и совершенствовать коммуникативные навыки учащихся. Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, однако, не заменяя или не вытесняя урочные занятия, проводимые в традиционной форме.
В результате исследования по проблеме использования нетрадиционного урока – урока - путешествия при систематизации и обобщении изучаемого материала были достигнуты цель и задачи данной работы. Мы пришли к выводу, что уроки систематизации знаний, на которых выявляются прочность усвоения учащимися основных понятий темы каждого обобщающего урока – это своеобразный способ оценки своего труда, как учителя, так как позволяет выяснить, насколько учитель достиг поставленной в начале изучения темы цели. На обобщающих уроках, как правило, повторяют обширный материал. Поэтому такие уроки интересны учащимся, они вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника.
В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать сборник нетрадиционных уроков в помощь учителю немецкого языка начальной школы.
Список использованной литературы
1. Потапова, М. И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам/ М. И. Потапова// Иностранные языки в школе. – 2011. - № 7. – с. 49 – 52.
2. Коробейникова, А. П. Систематизация знаний, как основа обучения / А. П. Коробейникова // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=696814 (дата обращения: 30. 11. 2015).
3. Афанасьева, И. В. Урок - путешествие в начальных классах по иностранному языку/ И. В. Афанасьева // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98664793 (дата обращения: 13. 10. 2015).
4. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов/ А. Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
Статья напечатана на сайте по ссылке:
URL: http://litmetportal.ulcraft.com/mietodichieskiie_matierialy