ПК 4.3.
учебно-методический материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metod_zasedaniya.docx | 12.15 КБ |
podvodyashchiy_dialog.docx | 11.94 КБ |
motiviruyushchiy_dialog.docx | 16.19 КБ |
pobuzhdayushchiy_dialog.pptx | 111.33 КБ |
produkt_cht.docx | 13.06 КБ |
tehnologiya_ocenivaniya.doc | 42 КБ |
razvivayushchee_obuchenie.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
Дата: 17.03.17
Подготовка к заседанию проходила в форме организационного момента, все гигиенические требования соблюдены. Тема методического объединения: «Инновационные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе». Актуальность темы заключается в том, что владение информационными и коммуникационными технологиями учителями начальных классов является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ учителями увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала младшего школьника.
На заседании слушались вопросы о внедрении новых электронных учебных пособий, программного обеспечения, положительные аспекты инновационных и информационных технологиях.
После сообщения актуальности темы методического заседания, учителя начальных классов обменивались опытом использования информационных технологий, давали рекомендации, обсуждали эффективность и результаты использования технологий.
Содержание заседания методического объединения соответствует его целям и достигнутым результатам. По окончании заседания принималось решение о внедрении информационных педагогических технологиях в урочную и внеурочную деятельность, продолжении работы над формированием навыков работы с мультимедийными программными средствами обучения.
Особенностями методического объединение являлась чёткая, слаженная организация заседания, озвучивание актуальности темы, её перспективы, обсуждение учителей начальных классов о внедрении информационных педагогических технологиях на уроках, так же постановка перспектив и вынесение итогов заседания. Все моменты были учтены по времени, диалоги учителей были понятными, внятными, с использованием педагогических терминов. При вынесении постановления все пришли к общим суждениям. Заседание закончилось в указанное время.
Предварительный просмотр:
Подводящий к теме диалог
2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”; ОС «Школа 2100»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Для определения времени мы куда смотрим? | – На часы. |
– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток? | – Компасом. |
– Как определяем месяц, день недели? | – По календарю. |
– Могут ли животные пользоваться этими приборами? – Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту? | – Нет? |
– Как животные узнают время и направление без приборов? | – Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа. |
– Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске | – Природные часы, компас, календарь. (Тема) |
Предварительный просмотр:
Мотивирующий диалог
Окружающий мир (Плешаков А.А.) – 3 класс ч. 1
«Разнообразие природы. Значение природы для человека»
Тип урока: закрепление полученных знаний
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| 6 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
| ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б |
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
| р |
|
| 5 |
|
| 6 |
|
| 1 | м | и | к | р | о | с | к | о | п |
|
| б |
|
|
|
|
| т |
|
| т |
|
| р |
4 | ж | и | в | о | т | н | ы | е |
|
| в |
|
| и |
|
| о |
|
|
|
|
| р |
|
| о |
|
| р |
|
| л |
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
| о |
|
| о |
|
|
| 7 | ж | и | в | ы | е |
|
| д |
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Увеличительный прибор.
2. Крошечные организмы.
3. Большая группа живых организмов.
4. Одно из царств живой природы.
5. Важнейшее условие жизни человека.
6. Наука, изучающая живую природу.
7. Существа, которые дышат, растут, питаются, развиваются, приносят потомство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость
Автором этой технологии является Мельникова Елена Леонидовна Технология проблемного диалога
Этапы урока по технологии проблемного диалога 1 . Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2. Выдвижение версий решения проблемы. 3. Актуализация имеющихся знаний. 4. Составление плана решения проблемы. 5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Типы проблемных ситуаций. Тип ПС Тип противоречия Приемы создания ПС C удивлением между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку” Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью C затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
1 класс, УМК «Школа России» Тема : «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?» В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром. А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.) Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации). Проблемная ситуация, возникшая "с удивлением"
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе ». ОС «Школа 2100» Постановка проблемы Предъявление противоречивых мнений -Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним. Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) Побуждение к осознанию -Что вас удивило? Что интересного заметили? Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ) Побуждение к проблеме -Какой возникает вопрос? -Кто из ученых прав? (ВОПРОС) Вопрос Фиксирует на доске
Методы постановки учебной проблемы : Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом: - Приём «актуальность» - Приём «яркого пятна»
Преимущества технологии проблемного диалога Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по литературному чтению, с применением технологии продуктивного чтения
УМК «Перспективная начальная школа»; 3 класс.
Леонид Пантелеев «Честное слово»
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Фрагмент урока № 1.
⎯ Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность, неискренность).
⎯ Попробуйте назвать эти понятия одним словом (человеческие качества).
⎯ Почему вы так решили? Докажите.
⎯ Объясните, как вы понимаете смысл слова «честность» (Дети сами дают определение, можно обратиться к толковому словарю).
⎯ А вы обладаете этим качеством?
⎯ Предположите, о чѐм мы будем читать произведение.
⎯ Давайте определим, в чѐм предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
⎯ Определить… (Главную мысль произведения, его жанр).
⎯ Развивать…(Речь.).
⎯ Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
⎯ А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Фрагмент урока №2.
⎯ Понимал ли мальчик, что про него забыли? Найдите подтверждение в тексте.
⎯ Что он почувствовал, когда стемнело на улице? А что еще? Почему же он не ушел?
⎯ Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
⎯Заслуживает ли мальчик такое серьезное отношение? Почему?
⎯А что думает герой-рассказчик о будущем мальчика?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Фрагмент урока №3.
⎯ Какие испытания ждут впереди мальчика?
⎯Как он сумеет себя проявить?
Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
⎯Зачем нужно изучать это произведение?
Предварительный просмотр:
Технология оценивания учебных достижений в ОС « Школа 2100»
Оценка - словесная характеристика результатов действий, которую можно давать любому, особенно успешному действию ученика: удачная мысль в диалоге, односложный ответ на вопрос…
Отметка- фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.
Виды знаков: плюс, минус, цвет, цифровой балл, процент. Вид знака принимается как коллективно, так и индивидуально.
За что выставляется отметка?
Отметка выставляется за каждую продуктивную задачу.
Одна задача - одна отметка.
Среднюю отметку выставлять нельзя, так как ученик в момент проверки демонстрировал разные умения.
При изучении новой темы отметка ставится по желанию ученика.
Итоговая отметка выставляется за четверть, полугодие, триместр и определяется не количеством уроков, а темами, которые изучались в это время.
Шкала оценивания
Уровень | Балл успешности |
Необходимый уровень («ХОРОШО») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. | 1 балл успешности:
2 балла успешности:
|
Программный уровень по ОС « Школа 2100» («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось
| 3 балла успешности:
4 балла успешности:
|
Максимальный уровень ( «сверхотлично») Решение не изучавшейся в классе « сверхзадачи», потребовавшей
| 5 баллов успешности:
6 баллов успешности
|
Подведём итоги.
Как соотнести балл успешности и традиционную отметку?
Качественная оценка | Отметка - баллы успешности | Пятибалльная отметка |
Не достигнут необходимый уровень | Пустая клетка-незачет или « 0»- долговое обязательство | 2 (неудовлетворительно) Возможность исправить! |
Необходимый уровень | 1 балл - частичное освоение 2 балла - полное освоение | 3 (удовлетворительно) Возможность исправить! 4 (хорошо) Возможность исправить! |
Программный уровень | 3 балла - частичное освоение 4балла - полное освоение | 4+(близко к « отлично») Возможность исправить! 5 (отлично) |
Максимальный уровень | 5баллов - приближение к уровню « макси» 6 баллов-выход на уровень « макси» | 5+ или 5 и 5(сверхотлично) 5+ или 5 и 5 (сверхотлично) |
Благодаря системе новых правил:
- заметно снижается уровень тревожности;
- через содержательную дифференциацию отметок по признакам трёх уровней успешности отражается овладение учеником умениями и знаниями по принципу минимакса, что позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика через фиксацию в таблице требований.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программы обучения Традиционное обучение Развивающее обучение Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Даниил Борисович Эльконин – виднейший советский психолог, академик РАО, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Василий Васильевич Давыдов – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.
Развивающее обучение новый, активно - деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида.
Сравнение технологий ТО и РО ТО РО понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН умение добывать ЗУН
Комплект учебников
Авторы учебников Владимир Владимирович Репкин Зинаида Николаевна Новлянская Елена Васильевна Чудинова Горбов Сергей Федорович Давыдов Василий Васильевич - Кудина Галина Николаевна
Сравнение технологий ТО и РО ТО РО обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие) обучение впереди развития (развивающее обучение)
Сравнение технологий ТО и РО ТО РО ученик – объект ученик – субъект (источник деятельности)
Сравнение технологий ТО и РО ТО РО объяснительно – иллюстративный подход деятельностный подход
Проблемное изложение (проблематизация) Преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. мотивация исследование вывод
Метод учебных задач Учебная задача - цель, личностно значимая для ученика. мотивирует изучение нового материала; решение УЗ состоит в отыскании общего способа действия.
Коллективно – распределенная деятельность каждый ученик становится в положение субъекта, источника идеи, оппонента в рамках коллективного обсуждения проблемы; проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы, проверять их в диалоге с оппонентами.
Моделирование это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель - Моделирование отношений между частями и целым А В С
Особенности содержания обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Русский язык. Образовательные задачи: формирование у детей навыков чтения и письма; ознакомление детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения; подготовка к овладению иностранными языками.
Развивающие задачи: развитие речи учащихся; формирование учебной деятельности . Воспитательные задачи: воспитание речевой культуры; воспитание любви к языку, являющемуся носителем национальной культуры.
Математика. Основное содержание курса: Формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа , которое является стержневым для всей школьной математики. Исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин , получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).
Литературное чтение. Цель – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
Окружающий мир Основная задача курса – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума