ПК 4.4.
методическая разработка по теме

Мишина Елена Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,рефератов,выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dankova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Разноуровневый лексико-грамматический тест как эффективный метод контроля языковых знаний личностно-ориентрированной направленности

 (по материалам курсового исследования)


Данькова Елена Сергеевна

Научный  руководитель — Асабина Т.А., преподаватель кафедры иностранных дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключалась в том, что в наши дни, когда целью обучения и одновременно условием, обеспечивающим успешность её достижения, является развитие способностей обучаемых использовать иностранный язык как «инструмент общения в диалоге культур и цивилизацией современного мира», большое внимание уделяется вопросам формирования коммуникативной компетенции обучаемых в контексте современных европейских требований. В связи с этим предусматривается рассмотрение вопросов, связанных с формированием языковых и речевых навыков и умений; изучение и сопоставление существующих подходов и методов к обучению аспектам языка и видам речевой деятельности. [2,2]

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания определённый интерес представляет разноуровневое обучение. Объясняется это рядом причин. Классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности, рассчитанные на некоего среднего ученика. Кроме того, смена предметных областей знания через каждые 45 минут не способствует ни осознанному усвоению содержания того или иного предмета, ни формированию сколько-нибудь самостоятельного опыта в этой области.[3,44] Такой подход приводит к явным педагогическим просчётам: слабым ученикам не хватает практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным учащимся недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, ведь мы стремились изменить парадигму образования, которая способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Известный американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считал: «Когда говорят, что образование - это развитие, всё зависит от того, что понимают под словом «развитие». На языке педагогики это означает, во- первых, что образовательный процесс не имеет цели вне себя, он и есть своя собственная цель, и, во-вторых, что образование – это прогресс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования».
То есть речь идёт о приобретении опыта каждым индивидом в каждый отрезок его жизни. Подлинно образовательным опытом является, по мнению Джона Дьюи, такой в котором человек имеет возможность, и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

Не секрет, что в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологического развития каждого школьника.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого. Этому может помочь дифференцированный подход в обучении.

Исходя из актуальности проблемы,  была сформулирована тема исследования: «Разноуровневый лексико-грамматический тест как эффективный метод контроля языковых знаний личностно-ориентированной направленности».

Целью данной курсовой  являлось   углубление теоретических знаний о технологии  дифференцированного  обучения  и использования разноуровневых тестов.

При работе над темой были определены задачи исследования:

  •  изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме личностно-ориентированного и дифференцированного обучения;
  • определить сущность понятия « разноуровневый тест»;
  • сформулировать выводы и рекомендации для использования на практике основ личностно-ориентированного подхода и применение  разноуровневых тестов в обучении младших школьников иностранному языку.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы:

  1.  анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  2.  систематизация
  3.  обобщение

Контроль и учет в учебном  процессе по иностранному языку играет  важную роль — обучающую, воспитывающую и контролирующую, являясь органической частью этого процесса.

Главным объектом контроля в школьном предмете иностранный язык являются речевые навыки и умения и лишь в незначительной степени — теоретические знания учащихся.

Различали тематический, текущий, периодический и итоговый контроль. По форме он может быть устный или письменный, по виду — индивидуальный и фронтальный, по способу проверки одноязычный или двуязычный; выбор формы, вида и способа контроля зависит от характера речевых навыков и умений, подлежащих проверке, от целей и условий проведения.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что контроль - важный этап урока иностранного языка. Правильно спланированный и проведённый контроль знаний, умений и навыков учащихся способствует повышению эффективности всего учебного процесса в целом.

       Тесты как контролирующие инструменты обладали рядом преимуществ, которые они имеют по сравнению с другими формами заданий. Эти преимущества хорошо известны. Например, тест позволяет работать одновременно с большим контингентом учащихся; результаты его выполнения устанавливаются быстро, предельно просто и могут быть оперативно доведены до сведения учеников. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволит учителю осуществлять столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и будет способствовать, таким образом, повышению эффективности обучения иностранному языку.

Применение технологии разноуровневого и дифференцированного обучения на уроках немецкого языка – фактор повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе. Преимуществом такой технологии является:  учитель тщательно отбирает методы, формы и приемы, появляется возможность более эффективно оценивать качество знаний учащихся, темп выполнения заданий гораздо быстрее, повышается качество преподавания, каждое действие ученика и учителя способствует выражению интересов и желанию обеих сторон в достижении результатов. Кроме того: возрастёт организованность, сформируется  статус школьника, станут крепче личностные отношения.[2] Разноуровневый – дифференцированный подход к учащимся позволяет: каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Но все это требует знания возможностей учащихся; регулирования учебной нагрузки; предупреждения перегрузок; культуры труда учителя и учащихся. Плоды совместной деятельности становятся зримы, их итог приносит удовлетворение и побуждает к новым достижениям, подталкивает к самосовершенствованию.

Итак, мы сделали вывод, что применение перспективных школьных технологий разноуровневого и дифференцированного обучения на уроках немецкого  языка является фактором повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе. В результате проведенного педагогического исследования: установили  необходимость выявления направленности познавательных интересов каждого ученика; учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника по технологии разноуровневого и дифференцированного обучения; представлены тестовые и разноуровневые задания для учащихся вторых - четвертых классов.

В условиях   выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать   сборник разноуровневых тестов учебнику немецкого языка 3 класса.                                

Список использованной литературы

1. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения.-  Оренбург. Изд-во ОИУУ, 1997, 35 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336с.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000. 192с.

4. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, «Высшая школа», 2004. 522с.