ПК 4.4.
учебно-методический материал на тему

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursaaaachchchchchchchchchchch._statya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРЫ-СКАЗКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Шакирьянова Марина Данировна

Научный руководитель — Учарова Н.М., преподаватель кафедры иностранных языков  высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что английский язык как учебный предмет занимает важное место в школьном образовании в нашей стране. Каждый ребенок сегодня хочет изучать английский язык. Многие учащиеся усматривают в изучении английского языка что-то «приключенческое». Но почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным?

Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. [1]

Поэтому необходимо найти такой способ обучения грамматике, который повысит эффективность усвоения грамматической системы языка, с одной стороны, и будет направлен на решение проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка, с другой стороны.

Выбор подхода для обучения грамматике должен осуществляться, прежде всего, в соответствии с психологическими особенностями учащихся начальной школы. Сказочный сюжет позволяет создать яркий образ грамматического явления, который опирается не только на восприятие и память ученика, но и на его мышление.

Известные психологи, методисты и ученые - лингвисты такие, как Л.С.Выготский, Л.В.Щерба, Д.Б.Эльконин, Н.Д.Гальская, В.М.Филатов, И.Л.Бим, Е.И.Пассов и многие другие посвятили свои исследования проблеме обучения грамматике иностранного языка и способам формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Мы предполагаем, что использование приемов презентации грамматического материала в контексте сказочного сюжета позволяет построить процесс обучения грамматике таким образом, что с одной стороны, мы можем обеспечить качество и прочность грамматических умений и навыков, а с другой, - повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка.

На основе актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Роль игры-сказки при изучении грамматики на уроках английского языка в начальной школе».                                                                                                 

На основе темы нами была определена цель нашего исследования - изучить методику использования грамматических сказок для введения грамматического материала на уроках английского языка в начальной школе.        

В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  • изучить и проанализировать  методическую, дидактическую и педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
  • определить роль грамматики в изучении английского языка,  
  • изучить психологически особенности учащихся начальной школы при изучении грамматики английского языка, рассмотреть пути обучения грамматике и выявить наиболее эффективный;
  • определить роль игры-сказки при изучении грамматики английского языка;
  • изучить методику использования игры-сказки для введения того или иного грамматического явления на уроке английского языка в начальной школе.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы исследования, как:

  • отбор и анализ литературы;
  • сравнение;
  • сопоставление;
  • систематизация.

Изучив и проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что необходимо использовать игры на уроках английского языка в младших классах, так как, играя, ученик может приобретать новые умения, знания, навыки, развивать способности, лучше запоминать новый лексический и грамматический материал и не скучать на уроке.

В книге Давыдовой З.М. «Игра как метод обучения иностранным языкам», мы видим: «Игра, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, использовалась с древнейших времен. Широкое применение игровых технологий находят в педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий навыков, знаний и умений». [2]

Мы выделили самые главные функции обучающей игры:

  • развитие обще-учебных умений и навыков;
  • формирование устойчивого интереса к учению;
  • развитие произвольного поведения;
  • развитие умственных действий;
  •  развитие речевых умений;
  • формирование наблюдательности.

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком. [4]

В последние годы прием грамматической сказки стал активно применяться в обучении иностранному языку. Учителя сами нередко становятся авторами сказок и обмениваются опытом в ходе встреч, семинаров и в сети Интернет.

Изучив литературу по проблеме исследования, рассмотрев психологические особенности учащихся при изучении грамматики и изучив различные пути обучения грамматике, мы пришли к выводу, что использование игры-сказки является эффективным способом обучения грамматике в начальной школе. Через слово она способствует созданию в сознании учащегося воображаемой схемы, состоящей не из безликих блоков, а из ярких насыщенных образов, что позволяет выделить следующие преимущества данного обучающего приема:

  • грамматическая сказка провоцирует на самостоятельное соотнесение сказочного сюжета и грамматического правила, то есть стимулирует умственную активность учащихся;
  • грамматическая сказка как своего рода словесная схема существенно облегчает понимание абстрактных грамматических понятий и содействует их сознательному усвоению;
  • словесный способ подачи новой информации способствует развитию речевых способностей ребенка;
  • грамматическая сказка развивает воображение ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности, и является средством творческого моделирования ситуаций общения [3, с. 34].

Кроме того, интерес учеников к сказочному сюжету и непривычная форма учебного процесса существенно повышают мотивацию детей к изучению грамматики английского языка, а значит создают благоприятную атмосферу на уроке и поддерживают внимание учеников.

Проанализировав методическую литературу по проблеме исследования, а так же электронные ресурсы, мы изучили историю возникновения обучающей  игры и её развитие, изучили значение обучающих игр и их особенности на уроках английского языка. Нами был рассмотрен вопрос о роли грамматики при изучении английского языка. Также мы рассмотрели психологические особенности учащихся при изучении грамматики, изучили различные пути обучения грамматике, раскрыли роль игры сказки при обучении грамматики и рассмотрели методику её проведения.

 Мы убедились,  что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.

Также важно, чтобы  обучение грамматике проходило в привлекательной и интересной форме, что будет формировать мощный стимул к овладению языком и поддерживать интерес. Поэтому использование игры-сказки является эффективным способом обучения грамматике в начальной школе.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что сказочный сюжет позволяет создать яркий образ грамматического явления, который опирается не только на восприятие и память ученика, но и на его мышление. Интерес учеников к сказочному сюжету и непривычная форма учебного процесса так же повышают мотивацию детей к изучению грамматики английского языка, а значит создают благоприятную атмосферу на уроке и поддерживают внимание учеников.

В условиях нашего выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем разработать сборник сказок, который будет включать грамматический материал начальной школы, и апробировать его.

Список использованной литературы

  1. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка [текст] /Ж.А.Витлин. // Иностранные языки в школе.- 2000.- №5.-22с.
  2. Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам [Текст] / З.М.Давыдова. // Иностранные языки в школе.-  2010.- №6.- 34 с.
  3. Еще раз об игре  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hutorcy.gvarono.ru/metod/razr/lobacheva-np/r2.pdf.
  4. Роль обучающих игр при изучении английского языка в начальной школе: [Электронный ресурс]. Режим доступа:        http://festival.1september.ru/articles/627409