ПК 4.4
статья по теме

Волова Анастасия Юрьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon statya.pdf107.05 КБ
Microsoft Office document icon titulnik_vneur.doc64.5 КБ
Файл vneur._programma.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

«Согласовано»                                                        «Утверждено»

Заместитель директора по                                        Директор МОУ

______________________                                        _____________

«__»_____________2016 г.

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе

«Learning English by Playing»

Направление: научно-познавательное

Возраст детей: 9-10 лет

Сроки: 1 год

Составитель:

Овчинникова Анастасия

Челябинск, 2016



Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Программа «Learning English by Playing» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Программа доработана и составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Актуальность программы:

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цели программы:

  • Формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
  • Развитие внимания, памяти.
  • Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам.
  • Знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников.

Задачи:

  • развитие и воспитание коммуникативной культуры школьников, расширение и обогащение их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширение кругозора учащихся;
  • научить ценить своих друзей, участвовать в совместной деятельности, правильно организовывать свой досуг, следовать правилам здорового образа жизни;
  • познакомить с миром их зарубежных сверстников и научить с уважением относиться к представителям других стран;
  • осознавать важность изучения английского языка как средства общения между жителями разных стран.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 4 класса, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Learning English by Playing» в 4 классе отводится 40 часов в год ( 2 часа в неделю ).

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Занятия в 4-м классе проводятся 2 раза в неделю, общей продолжительностью 40 минут.

  Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики и т.п.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

С помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора вырабатываются:

дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников,

 развивается их коммуникативная культура,

 формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

  • доступности – содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, одноклассниками.
  • научности – содержится страноведческий материал.
  • наглядности – содержится достаточное количество иллюстраций.

Основные направления реализации программы:

-      игровая деятельность;

-       чтение, литературно-художественная деятельность;

-       изобразительная деятельность;

-       постановка драматических сценок, спектаклей;

-       прослушивание песен и стихов;

-       разучивание стихов;

-       разучивание и исполнение песен;

-       проектная деятельность;

-       выполнение  упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

 

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

-       добровольность участия и желание проявить себя,

-       сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

-       сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

-       занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

-       эстетичность всех проводимых мероприятий;

-       четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-       наличие целевых установок и перспектив деятельности,  возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

-       широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

-       гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

-       привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Формы занятий:

беседы,

игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),

конкурсы,

викторины

квн-ы,

внеклассные занятия,

тестирование.

Программой предусмотрено использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы учеников второго класса.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий 1 час, 2 раза в неделю.

Место проведения – кабинет для внеурочных занятий.

Материально-техническое обеспечение:

·        игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.

·        сценическая ширма (сцена, актовый зал);

·        видеокамера (желательно);

·        музыкальный центр (магнитофон);

·        элементы театральных декораций;

·        персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала;

·        материальная база для создания костюмов.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

  • Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • Осознание себя гражданином своей страны;
  • Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).

Регулятивные УУД:

  • Понимание и принятие учебной задачи, сформулированной учителем;
  • Осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
  • умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
  • умение действовать по образцу;
  • умение пользоваться транскрипцией;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.

Коммуникативные УУД:

  • умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
  • умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
  • умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей;
  • умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
  • умение вербально и невербально реагировать;
  • умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических);
  • умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).

  Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения

20 недель * 2 часа = 40 часов

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы организации деят-ти уч-ся при проведении занятия

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие.

1

1

-

Тестирование, беседа

Раздел 1. Я, моя семья и мои друзья.

2.

Всё обо мне.

3

1

2

Лекция, беседа

3.

Моя семья. Я люблю свою семью.

2

1

1

Лекция, ролевая игра

4.

Друзья. Мой лучший друг.

3

1

2

Беседа, викторина

5.

Повторение.

1

-

1

Тестирование, беседа

Раздел 2. Животные.

6.

Животные.

2

1

1

Лекция, внеклассное занятие-соревнование

7.

Мое домашнее животное.

1

-

1

Беседа

8.

В зоопарке.

2

-

2

Викторина, беседа.

9.

Школьный зоопарк.

1

-

1

Ролевая игра.

10.

Повторение.

1

-

1

Беседа, тестирование

Раздел 3. Времена года и мода.

11.

Времена года

1

1

-

Лекция, беседа

12.

Любимое время года

2

-

2

Викторина, беседа

13.

Погода

2

1

1

Лекция, беседа, викторина

14.

Одежда

2

1

1

Лекция, беседа

15.

Мода

2

-

2

Ролевая игра, творческое задание

16.

Повторение

1

-

1

Беседа, тестирование

Раздел 4. Англия и англо-говорящие страны.

17.

Англо-говорящие страны

3

1

2

Просмотр фильма, беседа

18.

Великобритания

2

1

1

Просмотр фильма, беседа

19.

Англия

3

1

2

Просмотр фильма, беседа

20.

Лондон

2

-

2

Просмотр фильма, беседа

21.

Друг из Англии

2

-

2

Просмотр мультфильма, беседа, ролевая игра

22.

Итоговое занятие

1

1

-

Тестирование

Итого:

40

11

29


Содержание изучаемого курса. (40 ч.)

Занятие 1. «Вводное занятие».

Теоретическое занятие. Беседа с детьми о том, чем мы планируем заниматься, каких результатов достичь. Узнать их мнения, ожидания от наших занятий. С помощью тестирования, которое мы проведем на этом занятии, сложится более полное представление об их знаниях.

Занятие 2. «Всё обо мне».

Начало первого раздела под названием «Я, моя семья и мои друзья». Теоретическое занятие. Ввод и закрепление слов по теме.

Занятие 3-4. «Всё обо мне».

Практическое занятие. Рассказ детей о себе, с использованием новой лексики. Просмотр видеофрагментов.

Занятие 5. «Моя семья. Я люблю свою семью».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление слов по теме. Беседа по теме.

Занятие 6. «Моя семья. Я люблю свою семью».

Практическое занятие. Ролевая игра по теме с использованием изученной лексики.

Занятие 7. «Друзья. Мой лучший друг».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление слов по теме.

Занятие 8-9. «Друзья. Мой лучший друг».

Практическое занятие. Рассказ детей о своих лучших друзьях с использованием изученной лексики. Викторина по теме.

Занятие 10. «Повторение».

Практическое занятие. Проводится тестирование по изученному разделу, с целью выявить пробелы в знаниях у детей.

Занятие 11. «Животные».

Начало второго раздела под названием «Животные». Теоретическое занятие. Ввод и закрепление слов по теме.

Занятие 12. «Животные».

Практическое занятие. Внеклассное занятие-соревнование по теме.

Занятие 13. «Мое домашнее животное». 

Практическое занятие. Рассказ детей о своих домашних животных с использованием изученной лексики.

Занятие 14-15. «В зоопарке».

Практическое занятие. Викторина о животных зоопарка. Просмотр видеофрагментов.

Занятие 16. «Школьный зоопарк».

Практическое занятие. Ролевая игра по теме.

Занятие 17. «Повторение».

Практическое занятие. Проводится тестирование по изученному разделу, с целью выявить пробелы в знаниях у детей.

Занятие 18.  «Времена года».

Начало третьего раздела по теме «Времена года и мода».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление новых слов.

Занятие 19-20. «Любимое время года».

Практическое занятие. Рассказ детей о своем любимом времени года с использованием изученной лексики. Викторина по теме.

Занятие 21. «Погода».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление лексики по теме.

Занятие 22. «Погода».

Практическое занятие. Викторина по теме.

Занятие 23. «Одежда».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление лексики по теме.

Занятие 24. «Одежда».

Практическое занятие. Беседа «Что на нас надето?»

Занятие 25-26. «Мода».

Практическое занятие. Ролевая игра «Показ мод». Игра-соревнование по лексике на тему «Одежда. Мода».

Занятие 27. «Повторение».

Практическое занятие. Проводится тестирование по изученному разделу, с целью выявить пробелы в знаниях у детей.

Занятие 28. «Англо-говорящие страны».

Начало последнего раздела «Англия и англо-говорящие страны». Теоретическое занятие. Ввод и закрепление лексики по теме.

Занятие 29-30. «Англо-говорящие страны».

Практическое занятие. Просмотр фильма. Обсуждение увиденного.

Занятие 31. «Великобритания».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление лексики по теме.

Занятие 32. «Великобритания».

Практическое занятие. Просмотр фильма. Обсуждение просмотренного.

Занятие 33. «Англия».

Теоретическое занятие. Ввод и закрепление лексики по теме.

Занятие 34-35. «Англия».

Практическое занятие. Просмотр фильма. Обсуждение просмотренного. Викторина по теме.

Занятие 36-37. «Лондон».

Практическое занятие. Просмотр фильма. Обсуждение просмотренного.

Занятие 38-39. «Друг из Англии».

Практическое занятие. Просмотр мультфильма. Обсуждение видеофрагмента. Ролевая игра.

Занятие 40. «Итоговое занятие».

Теоретическое занятие. Беседа с детьми обо всем, чем мы занимались. С помощью тестирования сложиться более полная картина того, чего мы достигли.


Учебно-методический комплекс

Для педагога

Для учащихся

Обязательная

Бим, И. Л. При­мерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование. [Текст] / И. Л. Бим,  М. З. Биболетова и др. -  М.: Астрель АСТ, 2004. – 192 с.

Верещагина, И.Н. Английский язык: учебник для 1 кл. школ с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов. [Текст] / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М.:

Просвещение, 2008. – 160с.: ил.

Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику для 1 кл. школ с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов . [Текст] / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М.: Просвещение, 2008. – 93с.

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. [Текст] /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил.

Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: 7 л. ил: ил.

Верещагина, И.Н. Английский язык: учебник для 1 кл. школ с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов . [Текст] / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М.: Просвещение, 2008. – 160с.: ил.

Дополнительная

Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.

Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил.

Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.

Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 1089. – 176 с.

Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. [Текст] / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН,  1993. – 24 с.

Верхогляд, В.А. Английские стихи для детей: Кн. для чтения на англ. яз. в мл. классах. [Текст] /В.А. Верхогляд -  М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.

Верхогляд, В.А. Английские народные сказки: Кн. для чтения на англ. яз. [Текст] /В.А. Верхогляд -  М.: Просвещение, 1986. – 128 с., ил.

Могучая, Н.В. Весёлый алфавит [Текст] / Н.В. Могучая. – М.: АО «Книга и бизнес», 1992. – 30с., ил.

Интернет-ресурсы

http://www.fun4child.ru/

http://skazka.bombina.com/

http://elf-english.ru/

Мониторинговая карта результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные:

общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;

знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметные:

развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.

В результате изучения английского языка ученик должен

знать/понимать

алфавит, буквы, звуки изучаемого языка;

особенности интонации основных типов предложений;

название страны/стран изучаемого языка, их столиц;

имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;

наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

аудирование:

понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

говорение:

участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

кратко рассказывать о себе, своей семье, друге.

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;

ознакомления с детским зарубежным и региональным фольклором, доступными образцами художественной литературы на английском языке, более глубокого осознания некоторых особенностей изучаемого языка.

Тестирование по теоретическому материалу.

Тестирование практических навыков.

Успехи на занятиях.

Контроль выполнения заданий на занятиях.

Контрольные игры с заданиями.

Выполнение отдельных упражнений с заданиями.


Список литературы

1.       Бочаров Н.Л. Игры на уроке английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. – 1966. – №3. – С. 50-58

2.       Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные языки в школе. – 1996. – №3. – С. 45-50

3.       Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. – 1988. – №3. – С. 41-47

4.       Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: стенограмма лекций, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62-76

5.       Ижогина П.И. Как научить малышей читать // Иностранные языки в школе. – 1993. – №1. – С. 49-51

6.       Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1989. – №4. – С. 14-16

7.       Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы обучения английскому языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 1989. – №1. – С. 52-54

8.       Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. – 1985. – №5. – С. 24-29

9.       Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. – 1987. – №6. – С. 20-26

10.  Негневицкая Е.И, Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методика преподавания в 2-х частях. – М.: Просвещение, 1933

11.  Негневицкая Е.И, Шахнович А.М. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1981

12.  Никитенко З.Н. Технология обучения лексики в курсе английский язык для детей 6 лет в 1 классе средней школы // Иностранные языки в школе. – 1991. – №4. – С. 52-59, 71

13.  ФедотоваН. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004. – №4. – С. 3-4