ПК 4.4.
статья по теме
Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, отчетов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.64 КБ |
pnsh.ppt | 3 МБ |
umk_shkola_rossii.pdf | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ
КАК СПОСОБ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
У УЧАЩИХСЯ
(по материалам курсового исследования)
Мухамедьярова Лизия Фарраховна
Научный руководитель – Радугина О.П., преподаватель кафедры информатики
Ι квалификационной категории
В современном мире у учащихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы. Обычными методами обучения и контроля удовлетворить запросы учащихся стало труднее, поэтому в образовании стали применять нетрадиционные формы обучения и контроля.
Для повышения эффективности обучения и контроля многие педагоги используют элементы занимательности, подавая материал (задачи, упражнения, теорию) необычным, нетрадиционным способом — через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи и т.д.
Однако очевидна тенденция уменьшения использования элементов занимательности с увеличением возраста школьников. И, поэтому, элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять для школьников.
Крупская Н.К. пишет: «… Нужны различные методы проверки того, на сколько понятен обучающимся тот или иной материал, и методы проверки того, что они запомнили». [1, с. 135]
Также Е.И. Перовский отметил, что проверка содействует развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости как черты характера: помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности. [2, с.84]
На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Решение кроссвордов как способ проверки знаний у учащихся».
Цель нашего исследования было рассмотреть различные нетрадиционные методы контроля на уроках в начальных классах.
В соответствии с целью мы определили ряд задач:
- Отбор и анализ тематической литературы;
- Изучить сущность контроля учебной деятельности;
- Познакомиться с видами, методами контроля;
- Рассмотреть ряд различных видов кроссвордов.
В процессе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга, а именно: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
В 1 главе мы рассмотрели сущность контроля учебной деятельности, его задачи, виды, методы. И выделили следующие методы контроля:
1. Методы устного контроля (беседа, рассказ обучаемого, чтение им книги, чертежа, схемы, сообщение о проделанных опытах, наблюдениях и т.д.).
2. Методы письменного контроля (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.).
3. Методы графического контроля (выполнение графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.)
4. Методы практического (лабораторного) контроля (выявление умений и навыков выполнять определенные виды работ).
5. Методы программированного контроля (безмашинный, машинный).
6. Наблюдение.
Также мы рассмотрели оценку успеваемости учащихся, уровни усвоения знаний, качество знаний, их взаимосвязь и критерии оценки.
В данной главе мы рассмотрели кроссворд, как способ проверки знаний у учащихся. Мы выяснили, что процесс отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению.
Также мы выделили такие основные виды кроссвордов, как:
- сканворд (скандинавский кроссворд)
- японский кроссворд
- венгерский кроссворд, или филворд
- чайнворд
- кейворд (ключворд)
- челнок
- диворд (дуаль)
- американский (крисс-кросс)
- эстонский кроссворд.
Мы рассмотрели критерии оценивания и определили, что кроссворды оцениваются по двум показателям:
а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда;
б) числу ошибок, допущенных ими в процессе решения.
Кроме того, мы привели примеры кроссвордов, которые могут использоваться на уроках.
Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
В процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
- формирование операциональных структур мышления.
Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формированию у них положительных нравственных качеств и коллективистских отношений, созданию здорового общественного мнения.
По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль.
Также выделяют такие методы контроля: устного и письменного контроля, проверка письменно - графических работ, проверка практических работ, зачет и экзамен.
Контроль знаний у учащихся может осуществляться с помощью кроссвордов.
Кроссворд - это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным заданиям.
Кроссворды являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания, мышления и они учат четко, логично и лаконично выражать свои мысли.
Кроссворд в учебном процессе:
- стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);
- расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами;
- развивает логическое мышление и память, творческие способности;
- повышает грамотность;
- способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать или составить);
- способствует здоровьесбережению учащихся.
Наше курсовое исследование в 2016 – 2017 учебном году продолжена в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Создание сборника кроссвордов для проверки знаний у учащихся на уроках математики в начальной школе».
Список литературы
- Болотпина Л. Р., Педагогика [Текст]:/Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987. – 261 с.
- Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика [Текст]:/М.А. Данилов - М., 1957. – 477 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Перспективная начальная школа» имеет следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. - Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. - Математика. Автор: Чекин А.Л. - Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. - Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. - Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. - Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. - Английский язык (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка Принцип целостности картины мира; Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников Принцип прочности и наглядности; Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Система развивающая (идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых) Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.
Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока). Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано и идёт от простого к сложному. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).
Организационные формы обучения Фронтальные Групповые (парные) Индивидуальные Коллективные
Типические свойства новой технологии УМК Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
Технологии программы «ПНШ» Игровая технология Образовательная система «ПНШ» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приемы «фантазирования».
Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»/ - Какую по вашему мнению одежду носит звук М? - Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ. - Какие звуки одеваются одинаково? Почему? - Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий? - Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания. Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.