ПК 4.4
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreychuk_oksana43_gruppa.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)
Андрейчук Оксана Вячеславовна
Научный руководитель —Батуева Л.И., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы состоит в том, что изучение басни как литературного жанра в начальной школе недостаточно разработано, также в современной школе недостаточно уделяется внимание к использованию морально-нравственного аспекта басни с целью формирования у учащихся нравственного идеала.
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице - в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».
Главная цель, поставленная перед школой - образование учащихся. По ФГОС НОО понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Уроки литературного чтения помогают сформировать нравственные качества младшего школьника. И один из жанров художественных произведений, который воспитывает нравственно - басня. С помощью басни ребенок осознает, что такое добро и зло. [1]
Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. [5]
Произведения такого рода – вещь нравоучительная. Так чему же учат басни? Они призваны научить нас познать самих себя, они способствуют тому, чтобы мы смогли увидеть, в первую очередь, свои недостатки. Басенные творения подсказывают нам, как можно пороки искоренить, или, по крайней мере, свести их к минимуму. Басни помогают нам постичь вечные, прописные истины, о которых мы забываем порой в суете жизни.
В. Г.Белинский отмечает: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственной доступной для них поэзии». [3]
На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Методика работы над басней в начальной школе».
Целью нашей работы являлось изучение форм и методов работы над басней в начальной школе.
При работе над темой были определены задачи исследования:
- изучить методическую литературу по проблеме использования форм и методов работы над басней в начальной школе;
-исследовать структурное построение басни;
-рассмотреть, как басни изучаются на уроках в начальной школе .
- проанализировать басни Крылова, Эзопа и их влияние на младших школьников.
При исследовании вопроса использовались следующие методы:
-отбор и чтение методической литературы;
-анализ и сравнение точек зрения ученых;
-систематизация материала;
-обобщение материала.
Проведенный анализ позволил нам прийти к выводу, что басни это богатый интересный литературный жанр. Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Басни содержат материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Особая ценность басни для школьника – не аллегория и мораль, а прежде всего ее «живопись», художественные образы.
Внимание к изучению басен в начальной школе обусловлено рядом её достоинств:
1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня, метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит народной мудрости, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками («Что осуждает басня? Чему учит?»). [8]
2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и нарядность языка чрезмерно много дают для развития мышления и речи учащихся. Для учащихся басня – замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого – либо случая. От других видов художественных произведений басня отличается тремя признаками: аллегоричность, наличием в ней морали и особым типом ее чтения. Особая ценность басни для школьника – не аллегория и мораль, а прежде всего ее «живопись», художественные образы.
Методика работы над басней считается достаточно разработанной: предложены несколько вариантов анализа, разнообразны приемы и виды работы на уроке. Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и выделять ее среди других жанров художественной литературы, нужно лишь методически грамотно организовать работу над басней на уроках чтения. А с этой целью необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии произведений басенного жанра и наметить те приемы, которые будут способствовать их преодолению. [20, с 87]
Мы изучили учебно-методические комплекты следующих программ по литературному чтению в начальной школе:
- Школа России (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова);
- Перспективная начальная школа (авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская);
- Школа 2100 (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
- Начальная школа XXI века (автор: Л. А. Ефросинина);
- Гармония (автор: О.В. Кубасова);
- Развивающая система Л.В. Занкова (автор: В.Ю. Свиридова);
- Планета знаний (автор: Э.Э. Кац).
Из исследования мы отметили, что все перечисленные программы функционируют в системе образования в соответствии с ориентацией на Государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения.
Психологические и педагогические исследования нам показали, что детям сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: «...иная басня... есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель». [6, с. 56] Именно такой подход к изучению басен и должен принять за основу учитель.
Басни заключают в себе заложенную автором общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей в яркой, запоминающейся форме, и в то же время приучают детей мыслить, искать определённые параллели между персонажами и событиями басни, и реальной жизнью. Несмотря на малое число изучаемых в начальной школе произведений такого жанра (на протяжении трех классов по традиционной программе не более 12 басен), работе с ними уделяется немалое значение. Независимо от кратковременности работы, басни запоминаются как образец стихотворного произведения, совмещающий в себе яркий образ, глубокий смысл и высокую положительную направленность, обусловленную эмоциональным настроем и запоминающимися образами персонажей, на примере которых автор учит читателей глубокой и содержательной народной мудрости, накопленной жизнью предыдущих поколений.
В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать творческие уроки литературного чтения по басням И. Крылова.
Список использованной литературы
1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах [Текст]/ Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. - М.: Просвещение, 1967. - 263 с.
2. Адрианова, М. Е. Басни Крылова в начальной школе [Текст]/ /М.Е.Адрианова. - М: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР,1949. - 118 с.
3. Афанасьев, П.О. Методика русского языка: Для педагогических техникумов и преподавателей начальной школы [Текст]/ П.О. Афанасьев.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - 256 с.
4. Белинский, В.Г. Иван Андреевич Крылов. Взгляд на русскую литературу [Текст]/ В.Г. Белинский - М.: Современник, 1981. - 150 с.