ПК 4.4.
методическая разработка на тему

Рашидова Карина Галбацилмагомедовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья52 КБ
Файл yanysh.pptx2.72 МБ
Файл Буклет часть 1229.9 КБ
Файл Буклет часть 2286.05 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЯНУША КОРЧАКА

В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО

( по материалам курсового исследования)

Рашидова Карина Галбацилмагомедовна

Научный руководитель – Гаубец М.Ю.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

 Гуманизм в переводе с латинского языка означает «человеческий», «человечный». Гуманизм — это и признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей [14]. Гуманная педагогика, в противоположность авторитарной, формирует творческую личность, имеющую свое собственное мнение и способную решать те или иные проблемы, поскольку главная потребность творческой личности - потребность в любви, в дружбе, в гармонии с окружающим миром. Для творческой личности потребность в другом человеке является необходимостью, так как человеколюбие - ее жизненный закон. Такой человек очень хорошо чувствует людей, их настроение, их душевное состояние. Он готов всегда откликнуться на любую беду человека и помочь ему по мере возможности (поддержать морально, материально и т. д.). Он не ограничивает себя никакими рамками, потому, что главный его нравственный закон - это сотрудничество и взаимопомощь [12, с. 8 ]. «Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», - призывает нас всемирно известный педагог-гуманист Ш.А. Амонашвили [2, с. 26].

Сегодня, когда в России происходит обновление научных, мировоззренческих, образовательных парадигм, в том числе и в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов особую актуальность приобретает поиск средств подготовки будущего учителя, отвечающего потребностям сегодняшнего дня. Современной школе требуется педагог, способный создать благоприятные условия для саморазвития личности школьника, педагог, обладающий высоким уровнем общей и педагогической культуры, способный подняться на уровень гуманистической педагогики – человек культуры. Решить эту задачу средствами репродуктивно-информационной передачи знаний невозможно. Нужны другие подходы, адекватные гуманистической педагогике, позволяющие изменить стереотипы педагогического мышления. Осмыслить проблему современных подходов к воспитанию, выйти на уровень ее понимания помогает обращение к наследию педагога-гуманиста Януша Корчака.

Изучая работы Я. Корчака и сравнивая их с традиционными для нас подходами к воспитанию, где последнее понимается как процесс целенаправленного формирования личности, мы пришли к выводу: в основе авторитарной педагогики лежит взгляд на ребенка как на будущего взрослого и основной смысл детства понимается как подготовка к жизни. В идеях педагога-гуманиста Я. Корчака, детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь, оно – абсолютная ценность, от того, сумеет ли человек пережить радость детства, во многом зависит, каким взрослым он вырастет.

Я. Корчак проработал с детьми более 30 лет, хорошо знал и понимал их. [5, с. 149] В его текстах нет прямых методических указаний по педагогической работе с детьми, но в каждой его работе виден умный, тонкий наблюдатель, знаток детства, умудренный опытом практик, мечтатель и суровый реалист одновременно.

Обращаясь к педагогическому наследию Януша Корчака, понимаем, воспитание – это не целенаправленное формирование личности ребенка, это процесс совместного с ребенком проживания жизни, диалог, предполагающий равноправие его участников, ориентацию на взаимопонимание, сотворчество и соразвитие. Необходимым условием результативности образовательного процесса в условиях реализации концепции Федеральных государственных образовательных стандартов является гуманистический, ориентированных на личность и ее развитие характер взаимоотношений педагога и ребенка. Этому невозможно научить только традиционными средствами.  Педагогическая концепция Я. Корчака призвана научить детей обдумывать свои поступки, быть самостоятельными и ответственными. Обращение к педагогическим идеям Януша Корчака в современных условиях помогает осмыслить сущность процессов обучения, воспитания, развития, понять неразрывную связь с самой личностью маленького человека [1, с. 365].

Учитывая высокую актуальность и недостаточную разработанность темы применения идей известнейшего педагога в системе образования России 21 века мы сформулировали тему нашего исследования «Современный взгляд на педагогические идеи Януша Корчака в контексте ФГОС НОО»

В соответствии с данной темой была сформулирована цель нашего исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить влияние идей гуманной педагогики Я. Корчака на современный образовательный процесс в условиях ФГОС НОО.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Современный взгляд на педагогические идеи Януша Корчака в контексте ФГОС НОО ».

Целью нашей работы было изучение видов, функций, задач и порядок организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по Федеральному государственному стандарту начального общего образования.

При работе над темой были поставлены следующие задачи:

– Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

– Раскрыть сущность понятий «гуманная педагогика», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «внеурочная деятельность», «духовно-нравственное направление внеурочной деятельности»;

– На основе теоретического исследования и анализа программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению сделать выводы о влиянии идей гуманной педагогики на современный образовательный процесс.

– Обобщить результаты исследования для продолжения раскрытия проблемы исследования в дипломной работе.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- классификация и систематизация материала;

- обобщение и анализ передового педагогического опыта.

Изучив педагогическое наследие педагога-гуманиста, мы увидели, что глубокое знание детской психики, уважение к детям лежат в основе всей теории и практической деятельности Януша Корчака. В течение многих лет в процессе своей воспитательной и врачебной практики он тщательно собирал факты – результаты своих наблюдений за ребенком, за родителями и воспитателями. Я. Корчак отмечал, что «в современном обществе мало делается, для того чтобы познать ребенка и создать условия, в которых он мог бы существовать. Между интересами и стремлениями ребенка и тем, что ему позволено, - огромный разрыв» [16, с. 487]. Для того, чтобы развивать волю, самостоятельность, мужество, необходима, по утверждению Корчака, система образования, основанная на детской активности и самодеятельности. Эта идея находит яркое выражение в концепции ФГОС НОО.

Велика так же, отмечает Корчак, воспитательная роль правильных отношений детей друг с другом. Нравственное развитие ребенка в значительной мере определяется тем, как он чувствует себя в детском обществе. Благополучие ребенка зависит не только от того, как его оценивают взрослые, но и, может даже в большей степени – от мнения сверстников. Как реализуется эта идея в современных условиях внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, мы более подробно рассмотрим в Главе 2.

Оригинальная система самоуправления, разработанная Я.Корчаком, во многом не утратила своей ценности и в настоящее время. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе Корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы. Таким образом, концепция Федеральных государственных образовательных стандартов своими гуманистическими ориентирами опирается на идеи гуманной педагогики, в том числе и на идеи Януша Корчака, о чем более подробно мы рассмотрим в Главе 2 нашего исследования.

В Главе 2 мы изучили круг вопросов, относящихся к реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности программными средствами.

Мы рассмотрели концептуальную основу Федерального государственного образовательного стандарта как основы гуманизации современного образования, а также использование программ в процессе реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, требования к структуре программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

Мы увидели, что высокий потенциал идей духовно-нравственного воспитания, о котором говорили многие педагоги-гуманисты, в том числе и Януш Корчак, нашли системное и качественное отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Глубокое знание детской психики, уважение к детям лежат в основе всей теории и практической деятельности Януша Корчака.

         В ходе работы была рассмотрена политическая и социальная ситуация, сложившаяся в Европе в начале ХХ века. Выявлены исторические социальные предпосылки педагогической деятельности Януша Корчака, обусловленные тяжёлой послевоенной социальной и экономической ситуацией в стране и высокому росту в связи с этим сиротства и детского беспризорничества. Также нами были рассмотрены более глубокие исторические предпосылки педагогических воззрений Януша Корчака, базирующиеся на идеях гуманистической педагогики, получившей широкое распространение во взглядах передовых педагогов и общественных деятелей начала ХХ века.

При написании данной работы, нами была поставлена цель, провести обзор педагогических идей Януша Корчака и их анализ в контексте понимания автором смысла понятия «любовь к ребёнку» и значимости этой любви в воспитательном процессе.

В соответствии с поставленной целью нами был проведён обзор педагогических работ Януша Корчака и анализ наиболее известных из них: «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребёнка на уважение» и «Как любить ребёнка». Последнему произведению была отведена отдельная часть и проведён более глубокий её анализ.

В ходе анализа была выявлена главная идея педагогических произведений Януша Корчака - воспитатель должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь на неподдельном уважении к ребёнку, к его проблемам, труду познания этого мира, его праву сознательного ответственного выбора. Любовь эта должна проявляться внутренне на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, вдумчивом анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.

Обобщив все эти тезисы, можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, родителям - это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками.

Мы увидели, как сочетаются гуманистические идеи организации образовательного процесса Януша Корчака с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов в части реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Таким образом, цель и задачи нашего курсового исследования были реализованы. В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем разработать программу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления на основе сказок Януша Корчака и провести апробацию данной программы в рамках практики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю. Гуманная педагогика [Текст] / Ю. Азаров. – М.: Просвещение, 1993.-370 с.

2. Дижур Б. Счастье быть нужным детям: [О личности и пед. деятельности Я.Корчака] /Б.Дижур //Урал. - 1978. - №12. - С.146-149.

3. Зюзюкин И. Под Знаменем цвета надежды: [О пол. писателе и педагоге Я.Корчаке, 1878-1942]: И.Зюзюкин //Смена. - 1996. - №6. - С.134-140.

4. Зуев Д.Д. "Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: 2000.

5. Корчак Я. Избранный педагогические произведения [Текст]: Я. Корчак – М.: «Педагогика», 1979

 6. Корчак Януш. Как любить ребёнка [Электронный ресурс] Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова.  Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt                                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Януш Корчак Человек Света

Слайд 2

22 июля родился Я́нуш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Мужественный человек и педагог, который не оставил своих воспитанников и принял смерть вместе с ними в газовых камерах Треблинки.

Слайд 3

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт . Генрику еще не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел, потерял рассудок и умер его отец. Семья быстро обеднела. Мальчик начинает заниматься репетиторством (ему надо было содержать мать и сестру) и одновременно учится. Окончив школу, он поступает на медицинский факультет Варшавского университета, после окончания которого работает детским врачом в одной из варшавских больниц. В это же время, юношей, он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берёт себе псевдоним: "Януш Корчак".

Слайд 4

Все свободное время Генрик проводит в бедных кварталах: лечит, раздает бесплатные обеды, устраивает вечерние чтения. После окончания университета работает в детских больницах, детских колониях, пишет книги. Как врач он принимает участие в Русско-японской и Первой мировой войнах , но потом каждый раз возвращается к детям.

Слайд 5

В 29 лет Корчак решает, что у него не будет своей семьи. Его семьей становятся беспризорные еврейские дети. На собранные деньги он строит Дом сирот и поселяется в маленькой комнатке под крышей — здесь по ночам пишет сказки для детей и книги о воспитании для взрослых. Особое место среди них занимают « Король Матиуш I » и « Король Матиуш на безлюдном острове » — замечательные философские сказки, герой которых, мальчик-король, стал символом добра и справедливости и для детей, и для взрослых.

Слайд 6

Жизнь в Доме сирот дети и воспитатели строили вместе: придумывали свои правила, издавали газету, писали кодекс товарищеского суда, в котором была тысяча статей, на все случаи жизни. Первые 99 — оправдательные. Корчак создаёт газету « Малый Пшеглёнд » — первую в мире газету, которая издавалась не для детей, а самими детьми, защищала их интересы.

Слайд 7

Януш Корчак знал о детях очень много и как никто понимал их. Он никогда не держался с ними высокомерно и не подстраивался под их уровень мышления. Даже с самыми маленькими и о самом серьезном он говорил на равных, и дети отвечали ему безграничным доверием и любовью.

Слайд 8

Жизнь в Януш Корчак был не только уникальным педагогом, но талантливым литератором. Литературному его дарованию были доступны все жанры, «кроме скучного». Беседы по радио, «правила жизни», юмористическая педагогика, сказки, фантастические повести, публицистика, наконец, даже «молитвы тех, кто не молится» – всюду проявляли себя его яркий талант и великодушие. Дети для Януша Корчака всегда были поводом для радости и любви (главная его книга так и называется — « Как любить ребенка »).

Слайд 9

Наступил 1939 год. Польшу оккупировали гитлеровские войска. Дом сирот перевели в гетто. В 1940 г. немцы арестовали Януша Корчака. Несколько месяцев старый доктор, как все его называли, просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя была возможность уехать из Польши. Но он вернулся в Дом сирот, хотя мог спастись, друзья готовы были вывести его из гетто. Но подобные предложения Корчак воспринимал как оскорбление. Всю жизнь он боролся за права детей. Всю жизнь учил их добру и справедливости. Теперь должен был научить их умирать.

Слайд 10

Несмотря на весь ужас, происходивший в гетто, Дом сирот продолжал жить обычной жизнью. Строго соблюдались чистота и порядок, шли уроки, выпускалась газета, действовали детский сейм и товарищеский суд. Вот только лица детей становились все печальнее, а одежда все свободнее. « Час субботнего взвешивания — час сильных ощущений », — запишет Корчак в дневнике. Только по ночам, в дневнике, который 63-летний доктор начал вести за три месяца до гибели, он мог выразить свою боль и отчаянье. Этот период – время величайшего героизма Януша Корчака .

Слайд 11

В начале августа 1942 г., когда Дому сирот пришла очередь идти на Умшлагплатц, откуда происходила отправка в лагерь смерти Треблинку, Корчак построил детей и возглавил шествие. Мы до сих пор не знаем — и никогда не узнаем, — что он говорил своим детям в этот день. С какими словами одевал самых маленьких, что говорил старшим? Сказал ли он им правду? Вся педагогика старого доктора — педагогика, сохранившаяся в его книгах, — построена на том, чтобы не врать ребенку. Скорее всего, он не обманывал детей и в этот раз. Наверное, он поддерживал их не столько словами, сколько собственной уверенностью и спокойствием.

Слайд 12

Есть свидетельства, что при погрузке в вагоны немцы предлагали старому доктору остаться в Варшаве и не ехать в Треблинку, — он отказался, но никто не сохранил слов его отказа. Мягкая интонация всех его книг и грустная, лишенная ненависти интонация его последнего дневника заставляют предположить короткую вежливую фразу, которую он мог сказать в тот момент: « Благодарю вас, но это невозможно ».

Слайд 13

5 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками Дома сирот в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. На месте их смерти стоит большой камень. На нем короткая надпись: « Януш Корчак и дети ».

Слайд 14

Когда тот польский педагог, В последний час не бросив сирот, Шел в ад с детьми и новый Ирод Торжествовать злодейство мог, Где был любимый вами бог? Или, как думает Бердяев Он самых слабых негодяев Слабей, заоблачный дымок? Так, тень среди других теней, Чудак, великий неудачник. Немецкий рыжий автоматчик Его надежней и сильней, А избиением детей Полны библейские преданья, Никто особого вниманья Не обращал на них, ей-ей. Но философии урок Тоски моей не заглушает, И отвращенье мне внушает Нездешний этот холодок. Один возможен был бы бог, Идущий в газовые печи С детьми, под зло подставив плечи, Как старый польский педагог. А. Кушнер

Слайд 15

Цитаты Януша Корчака: «Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно». «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». «Детей нет, есть люди». «Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить».



Предварительный просмотр:

Я́нуш Ко́рчак

22 июля 1878 -  6 августа 1942

настоящее имя -

Эрш Хе́нрик Го́льдшмит -

 выдающийся польский педагог, писатель, врач

и общественный деятель.

КРАТКАЯ  БИОГРАФИЯ

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци.

   В 1903–11 гг. работал в еврейской детской больнице и воспитателем в летних детских лагерях.

   В 1904—1905 гг. Я. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

   В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

H:\114946614_Pered_otpravkoy_v_Treblinku_1942.jpg

В 1911 году Я. Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот»

В 1914–18 гг. Я. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома , а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919–36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом», где также применял новаторские педагогические методики.

Я. Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, занимается обширной педагогчиеской деятельностью.

   В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто.

   В августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере 6 августа 1942 г.

H:\0BQcEfAPpuCKbxt7RWay.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\1374776943.jpg110 заповедей Януша Корчака для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
C:\Users\Админ\Desktop\1257588371814669.jpg

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему. 

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

C:\Users\Админ\Desktop\1280x1024_201.jpg