ПК.4.4.
статья по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kursovomu_issledovaniyu.doc | 82.5 КБ |
analiz_mo.docx | 16.23 КБ |
analiz_roditelskogo_sobraniya.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)
Гарипова Гульнур Рафисовна
Научный руководитель – Новикова О. В., преподаватель кафедры иностранного языка
высшей квалификационной категории
Общеизвестно, что чтение – одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности.
О. А. Розов писал: «чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга» [2, с. 56].
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в учебной деятельности трудно переоценить.
«Бесспорно, чтение является одним из важнейших видов коммуникативно - познавательной деятельности учащихся» - отмечал доктор педагогических наук Е. И. Пассов [1, с. 64].
Также чтение на иностранном языке выступает как ведущее средство самостоятельной образовательной и коммуникативно-общественной деятельности в данной предметной области. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.
Необходимо уделять особое внимание обучению чтению младших школьников. По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.
Кратко суммируя преимущества чтения, можно отметить, что обучение чтению на иностранном языке, как форма опосредованного общения, в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть, с одной стороны, научить его озвучивать графемы, а с другой извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста.
Для успешности обучения этому виду речевой деятельности младших школьников требуется более внимательно и тщательно относится к выбору методов и приемов, а также учитывать возрастные особенности младших школьников.
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Методика обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе».
Целью нашего исследования было изучение методов и приёмов обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе и выявление из них наиболее эффективных.
В соответствии с целью был обозначен ряд задач:
- дать психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- изучить методы обучения чтению и рассмотреть приёмы обучения чтению на английском языке в начальной школе;
- отобрать и изучить литературу по проблеме исследования;
- содержательно обобщить результаты исследования;
- сделать выводы.
В процессе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих друг друга, а именно:
- теоретический анализ литературных данных;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
В первой главе мы изучили сущность понятия «чтение», выявили какие задачи оно выполняет при изучении на начальном этапе обучения и его взаимосвязь с другими видами речевой деятельности.
Мы определили, что в процессе формирования навыков чтения представляются много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка.
К тому же при обучении чтению нужно учитывать и психологические особенности младших школьников, чтобы чтение на английском языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся.
Рассмотрев во второй главе обучение чтению на иностранном языке, мы выяснили, что оно даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе.
Также нами были выявлены основные методы обучения чтению – это метод «целых слов» и «обучение слоговому чтению», где второй является более сложным.
Кроме того в данной главе мы исследовали приемы обучения чтению на начальном этапе.
В первую очередь нами был рассмотрен приём обучения чтению по ключевому слову. Мы выяснили, что именно от того насколько сознательно и самостоятельно ученик будет читать ключевые слова, зависит успех в обучении чтению отдельных слов.
При изучении чтения слов не по правилам, мы определили, что этот приём может осуществляться разными способами, но во всех случаях желательно, чтобы первыми читали ученики тоже для того, чтобы чтение было осознанным.
Успех и эффективность обучения, и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки, мы определили, что этому может способствовать приём нетрадиционного обучения чтению на уроках иностранного языка.
Таким образом, чем больше интересных приемов и наглядностей использует учитель, тем интереснее проходят уроки и тем прочнее усваивается материал.
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят.
Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка, а трудность усвоения букв английского алфавита осложняется действием межъязыковой и внутриязыковой интерференции.
Таким образом, для того чтобы обучение чтению на начальном этапе проходило успешно и способствовало развитию познавательного интереса учащихся необходимо более внимательно и тщательно относиться к выбору методов и приемов обучения чтению, кроме того следует учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу, учить преодолевать трудности в учебной деятельности.
Наше курсовое исследование в 2016 - 2017 году продолжено в виде выпускного квалификационного исследования на тему: «Использование упражнений для проверки понимания прочитанного на уроках английского языка в начальной школе».
Список литературы
- Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. [Текст]: /Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1988. – 223с.
- Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов; 3-е изд. [Текст]: / Г.В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988. - 186 с.
Предварительный просмотр:
Анализ методического объединения учителей начальных классов
При подготовке к заседанию учителями были проведены самостоятельные работы по различным предметам и предоставлены их результаты.
Повестка заседания МО является актуальной и целесообразной, так как количество слабоуспевающих учащихся во многих школах достигает 10-15%. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с ними всех служб образовательного учреждения совместно с родителями этих учащихся.
Структура мероприятия выстраивалась следующим образом:
- выступление руководителя МО - ______ по теме «Особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников»;
- анализы анкетирования учащихся и родителей психологом - ______ «Причины проявления отставания и неуспеваемости»;
- опыт работы некоторых педагогов по профилактике неуспеваемости;
- обсуждение педагогических технологий, помогающих учителю при работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, а также для профилактики неуспеваемости.
В ходе обсуждения вопросов по теме МО, педагоги были разделены по группам: «руководители» (администрация школы), «учителя», «родители», «учащиеся».
В течении 10 минут каждой группе предстояло выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия стоит предпринимать данным лицам, для повышения эффективности работы со слабоуспевающими детьми. Все предложения в ходе заседания фиксировались. Полученные записи комментировали, к ним делали необходимые добавления и корректировки.
Содержание заседания МО соответствует его целям (разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися) и достигнутым результатам, а именно: были выяснены причины неуспеваемости учащихся, методы для профилактики неуспеваемости, рекомендации при работе с неуспевающими детьми.
Больше всего на заседании МО понравилась организация работы учителей в группах, которая показала, что педагоги заинтересованы в данной проблеме и многие из них знают пути её преодоления.
По результатам МО было принято решение:
- контролировать деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися;
- классным руководителям в обязательном порядке выявлять причины неуспеваемости обучающихся через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу;
- составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам;
- для каждого ученика составить мониторинговую карту;
- подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов и задания для самостоятельной работы.
Предварительный просмотр:
Анализ родительского собрания
Повестка родительского собрания по теме «Семейное чтение» является актуальной и целесообразной, так как год от года резко снижается интерес учащихся к чтению, соответственно школой ведётся активная работа по пропаганде чтения.
Родителям были предоставлены адреса сайтов, где они могли ознакомиться со списками лучших книг для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты. Родители были ознакомлены и с литературно-методическим порталом, созданным в поддержку волонтерского авторского культурно образовательного проекта «Год семейного чтения в Челябинской области памяти Н.П.Шилова».
Кроме того им были предоставлены памятки с полезными советами «Как привить интерес к чтению?», «Как организовать семейные чтения?»
На оформленной выставке рисунков они могли увидеть детские работы по теме: «Моя любимая книга».
Учителем был оглашен анализ анкетирования учащихся и их родителей, проведенный непосредственно перед собранием по данной теме, после которого родители осознали всю серьезность и важность обсуждаемой проблемы.
Родители с интересом слушали материал, подготовленный учителем, принимали активное участие в обсуждении данной проблемы, выполняли предложенные задания, высказывали свои мнения, обменивались между собой опытом, а именно: как заставить читать ребенка, как привить любовь к чтению, как организовать семейные чтения.
В конце родительского собрания были сделаны выводы, подведены итоги, также приняты следующие решения:
- учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи: систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;
- организовать в своей семье вечера семейного чтения;
- систематически посещать библиотеку.
Общение учителя с родителями на собрании было тактичным, выдержанным и доброжелательным. В кабинете сложилась благоприятная психологическая атмосфера.
Помещение перед родительским собранием убрано, проветрено и оформлено (выставка, памятки).
На родительском собрании присутствовало 17 родителей: 15 мам, 2 отца.
В целом родительское собрание прошло успешно, цели, поставленые ранее, были достигнуты.