ПК 4.1
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_okruzhayushchemu_miru_na_3_chetvert_4_klass.doc | 105.5 КБ |
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_-_arhitekturnoe_origami.doc | 368.5 КБ |
umk_shkola_rossii.pptx | 2.64 МБ |
umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для 4 класса на 3 четверть
Составитель: студентка 44 группы,
Трапезникова Н.А.
2016/2017 учебный год
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по окружающему миру 4 класс (Программа Школа России) | |||||
Дата | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч) | |||||
17.01 | Начало истории человечества | Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство | познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные - строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. | - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии в изучении первобытного общества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу | Текущий: фронтальный опрос |
19.01 | Мир древности: далекий и близкий | История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки | познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать. | - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу | Текущий: индивидуальные карточки |
24.01 | Средние века: время рыцарей и замков | Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания | познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества | Текущий: тест |
26.01 | Новое время: встреча Европы и Америки | Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром. | - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время | Текущий: блицопрос |
31.01 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма | познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков | Текущий: графический диктант |
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) | |||||
2.02 | Жизнь древних славян | Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — формулировать собственные мысли; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу | Текущий: фронтальный опрос |
7.02 | Во времена Древней Руси | Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси | познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять внимание, желание больше узнать. | - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу | Текущий: тест |
9.02 | Страна городов | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы | познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения г учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать их действия. | - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот | Текущий: кроссворд |
14.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром. | - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры | Текущий: индивидуальные карточки |
16.02 | Трудные времена на Русской земле | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский | познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир. | - прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказывать своё отношение к личности Александра Невского | Текущий: самостоятельная работа |
21.02 | Русь расправляет крылья | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII – начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром. | - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления | Текущий: графический диктант |
28.02 | Куликовская битва | Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск | познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать. | - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединках богатырей; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России | Текущий: фронтальный опрос |
2.03 | Иван Третий | Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Иван Грозный – первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири | познавательные - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. | - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство | Текущий: тест |
7.03 | Мастера печатных дел | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром. | - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям | Текущий: графический диктант |
9.03 | Патриоты России | Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова | познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир. | - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской ин- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу | Текущий: кроссворд |
14.03 | Пётр Великий | Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. | познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - прослеживать по карте приобретения Петра I; - высказывать свое отношение к личности Петра Великого | Текущий: самостоятельная работа |
16.03 | Михаил Васильевич Ломоносов | Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром. | - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова | Текущий: кроссворд |
21.03 | Екатерина Великая | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям | познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать. | - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживать по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить | Текущий: графический диктант |
23.03 | Отечественная война 1812 г. | Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном | познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке | Текущий: самостоятельная работа |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» Заместитель директора по ____________ «__»____________2017 г. | «Утверждено» Директор ГБПОУ _____________ Приказ № ___ от «__» ____2017 г. |
Программа по внеурочной деятельности
в начальной школе
«Архитектурное оригами»
Направление: художественно-конструкторское
Возраст детей: 10-11 лет Срок: 1 год | Составитель: студентка 44 группы Трапезникова Надежда |
Челябинск, 2017
Пояснительная записка
Актуальность. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Одним из способов воспитания ребенка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Основная идея программы - развить у детей младшего школьного возраста мотивации к познанию и творчеству. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности.
Цель: развивать творческие способности обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
- познакомить обучающихся с различными видами декоративно-прикладного творчества (конструирование);
- научить детей приёмам работы с бумагой, инструментами;
- развить творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение;
- формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Возраст обучающихся: 10-11 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 10 - 15 человек. При большем количестве обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них, так как воспитанники в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями.
Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх и любознательность.
Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием техники конструирования. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с такими материалами как бумага, картон.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- Принцип наглядности — широкое использование наглядного материала – схем, фотографий, работ детей и педагога;
- Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;
- Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, коллективной работы.
- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Архитектурное оригами»:
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные: овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских задач; овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ.
В процессе занятий используются различные формы их организации: квест, занятие – путешествие, проект, занятие игра, занятие – фантазирование, индивидуальная и групповая формы работы. Форма подведения итогов: выставка работ и чаепитие с участием родителей.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1. Знакомство с секретами конструирования. (2) | |||||
1 | Секреты Конструирования. | 1 | 1 | - | Квест |
2 | Работа с простейшими ручными инструментами. | 1 | - | 1 | Занятие - путешествие |
Раздел 2. Становимся мастерами своего дела. (7) | |||||
3 | Объемные геометрические фигуры. | 1 | - | 1 | Занятие - игра |
4 | Машины бывают разные. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
5 | Коробочки с основаниями «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник» | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Сюрприз для друга. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа | |
6 | Подарок любимой маме! | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
7 | Открытка «Курочка». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
8 | Попробуй волшебником стать. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
9 | Игрушка моей мечты. Работа с разверткой. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Игрушка моей мечты. | 1 | - | 1 | ||
Раздел 3. Воплощение замысла. Роль фантазии в реализации замысла. (8) | |||||
10 | Календарь. Зима – весна. | 1 | - | 1 | Групповая работа |
Календарь. Лето – осень. | 1 | - | 1 | ||
11 | В мастерской Снеговика. | 1 | - | 1 | Занятие - фантазирование |
12 | На встречу к Новому году. | 1 | - | 1 | Групповая работа |
13 | Путешествие в волшебную сказку. | 1 | - | 1 | Проект Занятие - фантазирование |
Макет сказочного города. | 1 | - | 1 | ||
В королевстве кукол. | 1 | - | 1 | ||
14 | Магазин сказочных игрушек. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Раздел 4. Создаем чудеса своими руками. (15) | |||||
15 | Открытка - валентинка «Я подарю вам сердце». | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
16 | Открытки к 23 февраля. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
17 | Скоро весна! | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
18 | Букет к 8 Марта. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
19 | Приглашение на чай. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
20 | 3D открытки. Животные. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
3D открытки. Животные | 1 | - | 1 | ||
21 | 3, 2, 1 … Поехали! | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
22 | Пасхальный скворечник. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
23 | Уютный дом. | 1 | - | 1 | Проект |
Мебель для дома. Кресло и кровать. | 1 | - | 1 | ||
Мебель для дома. Стол и стул. | 1 | - | 1 | ||
Мебель для дома. Шкаф. | 1 | - | 1 | ||
24 | А что нас ждет летом? | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
25 | Калейдоскоп работ. | 1 | - | 1 | Чаепитие. |
Итого: 34 часа | Выставка работ |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Знакомство с секретами конструирования.
Занятие 1. Секреты Конструирования. Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами, используемые для конструирования. (Понятие: конструирование).
Занятие 2. Работа с простейшими ручными инструментами. Знакомство простейшими ручными инструментами. Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами.
Раздел 2. Становимся мастерами своего дела.
Занятие 3. Объемные геометрические фигуры. Знакомство с несколькими развертками объемных тел разных по конструкции. Изготовление объемных геометрических фигур по разверткам.
Занятие 4. Машины бывают разные. Изготовление объемной машины по развертке.
Занятие 5. Коробочки с основаниями «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник». Знакомство с развертками коробочек с основанием «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник».
Занятие 6. Сюрприз для друга. Изготовление коробочки с основанием «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник» и ее украшение.
Занятие 7. Подарок любимой маме! Изготовление объемной открытки формы букета цветов для мамы.
Занятие 8. Открытка «Курочка». Изготовление открытки «Курочка» с углом разворота 180 градусов.
Занятие 9. Попробуй волшебником стать. Изготовление животных из полосок бумаги разной ширины и длины.
Занятие 10-11. Игрушка моей мечты. Работа с разверткой. Игрушка моей мечты. Изготовление игрушки с помощью развертки.
Раздел 3. Воплощение замысла. Роль фантазии в реализации замысла. (8)
Занятие 12. Календарь. Зима – весна. Знакомство с конструкцией с углом разворота 360. Изготовление настольного календаря с месяцами времен года: зима, весна.
Занятие 13. Календарь. Лето – осень. Изготовление настольного календаря с месяцами времен года: лето, осень.
Занятие 14. В мастерской Снеговика. Изготовление объемных игрушек для украшения елки.
Занятие 15. На встречу к Новому году. Изготовление открытки к новому году с объемной елочкой.
Занятие 16-18. Путешествие в волшебную сказку. Макет сказочного города. В королевстве кукол. Сочинение сказки на основе, которой создается макет города и его жители.
Занятие 19. Магазин сказочных игрушек. Изготовление объемных сказочных игрушек. Выставка работ.
Раздел 4. Создаем чудеса своими руками. (15)
Занятие 20. Открытка - валентинка «Я подарю вам сердце». Изготовление открытки – валентинки «Я подарю вам сердце» с углом разворота 90 градусов.
Занятие 21. Открытки к 23 февраля. Изготовление открытки с углом разворота 180 градусов с объемным танком внутри.
Занятие 22. Скоро весна! Изготовление открытки с углом разворота 180 градусов с объемной розой внутри.
Занятие 23. Букет к 8 Марта. Изготовление открытки форме букета с углом разворота 180 градусов.
Занятие 24. Приглашение на чай. Изготовление открытки форме чайника или кружки с углом разворота 180 градусов.
Занятие 25-26. 3D открытки. Сказочные животные. Обезьяна. 3D открытки. Сказочные животные. Лев. Изготовление 3D открыток с углом разворота 90 градусов с объемными животными внутри.
Занятие 27. 3, 2, 1 … Поехали! Изготовление открытки с помощью многослойного складывания, сгибания в форме ракеты.
Занятие 28. Пасхальный скворечник. Изготовление коробочки скворечника для пасхального подарка.
Занятие 29-32. Уютный дом. Мебель для дома. Кресло и кровать. Мебель для дома. Стол и стул. Мебель для дома. Шкаф. Изготовление макета дома и объемной мебели для него.
Занятие 33. А что нас ждет летом? Изготовление открытки с разворотом 180 градусов с объемным воздушным шаром.
Занятие 34. Калейдоскоп работ. Подведение итогов курса. Подготовка к выставке. Чаепитие с родителями.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности
«Архитектурное оригами» внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Срок проведения |
Личностные 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 3. Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям. | - проявлять интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - проявлять познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватно понимать причину успешности/ неуспешности творческой деятельности. | Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной) Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. | Сентябрь, май 2-3 занятие |
Метапредметные 1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | - уметь планировать, оценивать учебные действия, планировать технологический процесс; - знать о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи; - иметь представление о ценностном отношении к прекрасному. | Педагогическое наблюдение | Каждое занятие |
Предметные 1. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности. 2. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач. | - применять приобретенные знания и умения для самостоятельных творческих работ; - формировать ценностное отношение к творческому труду; - овладеть названием материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение. | Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер) Педагогическое наблюдение | Сентябрь, май Каждое занятие |
Материально-техническое обеспечение
1. Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей
2. Инструменты: карандаш, линейка, ножницы, циркуль
Учебно-методический комплект
Для учителя:
1. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. – 88с.
2. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Автореф. Дис. канд. пед. наук (13.00.02). – М., 2005. –18 с.
3. Акулёнок Г. А. Методическое пособие для занятий дополнительного образования "Художественное конструирование из бумаги"
Для учеников:
1. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 2008. – 32 с.
2. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А. Парамонова – М.: издательский дом «Карапуз», 2005. – 239 с.
Электронные ресурсы:
2. http://stranamasterov.ru/node/900191?tid=1723
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной).
Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе Венгера. Она направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец, речевого развития, особенности личности ребенка.
Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности; определить особенности способности к пространственным операциям, наблюдательности, умения ориентироваться на образец.
Оборудование: карточка – образец «Аппликация «Геометрические фигуры», лист белой бумаги (формат А4), кисть, клей, салфетка.
Ход исследования: Ребенку предлагается карточка-образец с аппликацией «Геометрические фигуры» и поясняется, что он должен выполнить такую же аппликацию, но вверх ногами. Для этого необходимо проанализировать образец и определить: из каких геометрических фигур состоит аппликация, количество фигур, их размер, расположение на листе бумаги. Затем ребенку необходимо определить как будут расположены фигуры на листе бумаги в положении «вверх ногами», какие материалы и инструменты потребуются для работы.
Оценка результатов:
высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; детали аппликации расположены на листе в нужном порядке и положении; материалы и инструменты использовались правильно;
выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки замечались и устранялись самостоятельно; материалы и инструменты использовались, в целом, правильно;
средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно; отмечается некоторая неловкость при использовании материалов и инструментов;
ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов;
низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении геометрических фигур или отсутствует зеркальное отображение фигур; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог; работа выполнена неаккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов или неумение ими воспользоваться.
Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)
Эта методика направлена на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, умение анализировать образец.
Ход обследования: На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: «Что это? Если ребенок сам не говорит, что это - человек, то ему сообщают это. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Ты рядом с этим человечком сделай точно такого же». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только - «внимательно посмотри».
В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички, выложены головками к центру, ноги широко расставлены.
Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай, посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» - «Голова». - «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» - «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.
Оценка результатов
высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; фигурка человека из спичек составлена в нужном порядке; разницы с образцом нет;
выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки по расположению спичек на плоскости замечались ребенком и устранялись самостоятельно;
средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении спичек, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно, но отмечаются некоторые отличия при сравнении с образцом;
ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении спичек, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно;
низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении спичек, схематическое изображение человека значительно отличается от образца; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог, в ходе работы постоянно отвлекался.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня это
Технологии реализуемые в УМК «Школа России»
Проектная и исследовательская деятельность
Технология проблемного обучения
Информационные (компьютерные) технологии
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»
Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа»
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»
Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа»
Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа»
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников