ПК 4.1.
материал по теме
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass_3_chetvet.doc | 97 КБ |
umk_shkola_rossii.ppt | 1.79 МБ |
perspektivnaya_nachalnaya_shkola.pptx | 677.8 КБ |
programma_po_vnurochnoy_deyatelnosti_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план рабочей программы по окружающему миру 4 класс 3 четверть (19 ч.)
Дата | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | ||||
СТРАНИЦЫ ВСЕМИНОЙ ИСТОРИИ (5 часов) | |||||
16.01. | Начало истории человечества. | Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии в изучении первобытного общества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; | Текущий |
18.01. | Мир древности: далекий и близкий. | История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; | Текущий |
23.01. | Средние века: время рыцарей и замков. | Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; | Текущий |
25.01. | Новое время: встреча Европы и Америки. | Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; | Текущий |
30.01. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторые мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; | Текущий |
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (14 часов) | |||||
1.02. | Жизнь древних славян. | Целеполагание раздела. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; - формулировать выводы по изученному материалу; | Текущий |
6.02. | Во времена Древней Руси. | Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; | Текущий |
8.02. | Страна городов. | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; | Текущий |
13.02. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; | Текущий |
15.02. | Трудные времена на Русской земле. | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказывать своё отношение к личности Александра Невского; | Текущий |
20.02. | Русь расправляет крылья. | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы | приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; | Текущий |
22.02. | Куликовская битва. | Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывать о поединках богатырей; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; | Текущий |
27.02. | Иван Третий. | Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; | Текущий |
01.03. | Мастера печатных дел. | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; | Текущий |
6.03. | Патриоты России. | Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися | обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской ин- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу; | Текущий |
13.03. | Пётр Великий. | Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - прослеживать по карте приобретения Петра I; - высказывать свое отношение к личности Петра Великого; | Текущий |
15.03. | Михаил Васильевич Ломоносов. | Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; | Текущий |
20.03. | Екатерина Великая. | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживать по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; | Текущий |
22.03. | Контрольная работа 3 четверть. | Обобщение знаний по окружающему миру по изученным разделам. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки. | составление плана и последовательности действий. | выполнять тесты с выбором ответов; - объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. | Контрольный |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»
Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Главная концептуальная идея программы «Школа России»
Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, межпредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня это
приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»
проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Русский язык . Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Окружающий мир . Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития: формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности; воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности; формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства; социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования) Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа» Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа» максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Межпредметные связи: 2 часть русского языка включает в себя ряд словарей для использования на всех предметах. Занятия в форме заседания клуба. Задания направлены на самостоятельную деятельность ученика.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей: Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» Заместитель директора по ____________ «__»____________2017 г. | «Утверждено» Директор ГБПОУ _____________ Приказ № ___ от «__» ____2017 г. |
Программа по внеурочной деятельности
в начальной школе
«Я – гражданин России»
Направление: духовно-нравственное
Возраст детей: 10-11 лет Срок: 1 год | Составитель: Морозова О.А. |
Челябинск, 2017
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что в последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят пропедевтический характер, т. е. вводный, первоначальный.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; формирование политической культуры школьника; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к семье, Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе
Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина, и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения и формирование политической культуры у учащихся.
Задачи:
1) формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
2) воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей природе;
3) воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
4) формировать основы политической культуры личности школьника.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 4 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
В основе программы «Я – гражданин России» лежит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, которая сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания, в том числе, и в рамках программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России».
Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.
Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родите-
лям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Я - гражданин России»:
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные: усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная; умение пользоваться картой; рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях че-
ловека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему
миру и самому себе.
В процессе занятий используются различные формы их организации: беседы, встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; творческие конкурсы; викторины; творческие проекты; индивидуальные и групповые проекты; игра «Счастливый случай»; тренинги; диспуты; заочные экскурсии; круглый стол; деловая игра и др.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1. Я и моя семья. (7 ч) | |||||
1 | Кто я? Какой я? | 1 | - | 1 | Тренинг |
2 | Моя семья – моя радость. Наши имена. | 1 | - | 1 | Игра-тренинг |
3 | Поведение дома и в семье. | 1 | 1 | - | Беседа |
4 | Наша дружная семья. | 1 | - | 1 | Праздник с родителями |
5 | Семейные традиции. | 1 | - | 1 | Проект |
6 | Семейные праздники. | 1 | - | 1 | Проект |
7 | Моя родословная. | 1 | - | 1 | Рассказ о семье |
Раздел 2. Россия – Родина моя! (9 ч) | |||||
8 | За что я Родину люблю? | 1 | 1 | - | Конкурс сочинений |
9 | С чего начинается Родина? | 1 | - | 1 | Диспут |
10 | Моя малая Родина. | 1 | 1 | - | Экскурсия |
11 | Достопримечательности родного края. | 1 | - | 1 | Заочная экскурсия |
12 | Знаменитые люди нашего края. | 1 | - | 1 | Встреча с писателями |
13 | Моя страна. Гордость моей страны. | 1 | - | 1 | Индивидуальный проект |
14 | Мой любимый город России. | 1 | - | 1 | Индивидуальный проект |
15 | Золотое кольцо России. | 1 | 1 | - | Заочная экскурсия |
16 | Народы России | 1 | - | 1 | Групповой проект |
Раздел 3. Мы граждане России. (12 ч) | |||||
17 | Наша страна – Россия | 1 | 1 | - | Викторина |
18 | Символика государства. История флага. | 1 | - | 1 | Викторина |
19 | Москва – столица Родины. | 1 | 1 | - | Классный час |
20 | Конституция - основной закон страны. | 1 | 1 | - | Беседа |
21 | Ребенок тоже человек. Права и обязанности детей. | 1 | - | 1 | Игра «Счастливый случай» |
22 | Президент РФ. | 1 | 1 | - | Групповой проект |
23 | Если бы я был президентом. | 1 | - | 1 | Индивидуальный проект |
24 | Я и политика. | 1 | 1 | - | Беседа |
25 | Государственное устройство России. | 1 | 1 | - | Беседа |
26 | Политические партии Российской Федерации. | 1 | 1 | - | Беседа |
27 | Моя политическая партия. | 1 | - | 1 | Деловая игра |
28 | Такие разные праздники у нас в стране. | 1 | - | 1 | Групповой проект |
Раздел 4. Поклон тебе, солдат России! (6 ч) | |||||
29 | Уроки мужества. | 1 | - | 1 | Классный час |
30 | Есть такая профессия Родину защищать. | 1 | - | 1 | Творческий конкурс |
31 | Маленькие герои большой страны! | 1 | 1 | - | Классный час |
32 | Победа деда – моя победа! | 1 | - | 1 | Защита сочинений |
33 | Русская военная доблесть. | 1 | 1 | - | Встреча с ветеранами ВОВ и труда. |
34 | Память, которой не будет конца! | 1 | - | 1 | Викторина |
Итого: 34 часа |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Я и моя семья.
Занятие 1. Кто я? Какой я? Вводное занятие. Проводиться в виде тренинга. На этом занятии дети проходят тест «Познай себя».
Занятие 2. Моя семья – моя радость. Наши имена. Занятие проводиться в виде игры-тренинга. Дети рассказывают о своей семье. Также рассказывают о том, что значит их имя и откуда оно произошло.
Занятие 3. Поведение дома и семье. Беседа о том, как дети должны вести себя дома, с родителями, со старшими.
Занятие 4. Наша дружная семья. Занятие проводится в форме праздника. Приглашаются желающие родители, участвуют с детьми в различных конкурсах.
Занятие 5. Семейные традиции. Дети создают проект о том, какие традиции у них существуют в семье.
Занятие 6. Семейные праздники. Дети создают проект о том, какие семейные праздники у них существуют и как они их празднуют.
Занятие 7. Моя родословная. Итоговое занятие по разделу. Подводим итоги раздела. И создаем родословную и рассказываем о семье.
Раздел 2. Россия – Родина моя!
Занятие 8. За что я Родину люблю? Просмотр видеофрагментов о Родине, после чего учащиеся пишут сочинения на тему «За что я Родину люблю?», тем самым показывают свое отношение к Родине.
Занятие 9. С чего начинается Родина? На занятие в ходе диспута учащиеся отвечают на вопросы: Какие ассоциации возникли у вас при слове Родина? Что значит любить свое Родину? И высказывают свое мнение и доказывают, что любовь к Родине начинается с любви к родному дому, семьи; с любви к школе, одноклассникам , с любви к своему родному городу.
Занятие 10. Моя малая Родина. Экскурсия по городу. Знакомство с достопримечательностями города.
Занятие 11. Достопримечательности родного края. Заочная экскурсия по Челябинской области. Рассказ о достопримечательностях родного края.
Занятие 12. Знаменитые люди нашего края. Знакомство с писателями Урала, Челябинска и Челябинской области с выходом в библиотеку.
Занятие 13. Моя страна. Гордость моей страны. Учащиеся готовят проект о любом знаменитом человеке страны: писателе, спортсмене, певце, актере и др.
Занятие 14. Мой любимый город России. Учащиеся готовят проект о любимом городе страны.
Занятие 15. Золотое кольцо России. Знакомство с Золотым кольцом России, с городами, которые входят в это кольцо, с их историческими достопримечательностями.
Занятие 16. Народы России. Учащиеся по группам готовят проекты про народы России.
Раздел 3. Мы граждане России.
Занятие 17. Наша страна – Россия. Занятие проходит в форме игры-викторины, где учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся нашей страны – России.
Занятие 18. Символика государства. История флага. Занятие проходит в форме игры-викторины, где учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся символики российского государства.
Занятие 19. Москва – столица Родины. На занятии идет рассказ о столице, о достопримечательностях Москвы. Учащиеся готовят сообщение о возникновении Москвы и московского Кремля.
Занятие 20. Конституция – основной закон страны. Знакомство с Конституцией России, с тем, что в ней прописано, знакомство с правами и обязанностями гражданина.
Занятие 21. Ребенок тоже человек. Права и обязанности детей. Знакомство с правами и обязанностями детей, с Декларацией и Конвенцией о правах ребенка. Также на занятии проводится игра «Счастливый случай».
Занятие 22. Президент РФ. Знакомство с Президентом РФ. На занятие учащиеся делятся на группы, работают с учебным материалом, после защищают перед классом.
Занятие 23. Если бы я был президентом. Дети создают проект на тему: «Если бы я был президентом» и защищают его перед классом.
Занятие 24. Я и политика. Занятие проводиться в форме беседы. Учащиеся ответят на вопросы: Какую роль играет политика в жизни сейчас? Какую позицию в обществе они будут занимать? И какую роль будет играть политика, когда они вырастут?
Занятие 25. Государственное устройство России. Знакомство с государственным устройством страны: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Занятие 26. Политические партии Российской Федерации. Знакомство с политическими партиями. Беседа о выборах, как голосовать.
Занятие 27. Моя политическая партия. Занятие проводится в форме деловой игры. Учащиеся делятся на группы, распределяют обязанности среди своей группы, в конце занятия каждая партия должна представить себя.
Занятие 28. Такие разные праздники у нас в стране. Учащиеся заранее получают праздник. Создают проект и защищают его.
Раздел 4. Поклон тебе, солдат России!
Занятие 29. Уроки мужества. Занятие проходит в форме классного часа.
Занятие 30. Маленькие герои большой войны. Знакомство с детьми, которые участвовали в войнах. На занятии дети должны сделать творческую работу либо написать сочинение, либо нарисовать рисунок.
Занятие 31. Есть такая профессия Родину защищать. На этом занятии учащиеся знакомятся с Героями войны, определяют, какими качествами должен обладать человек, который защищаю свою Родину.
Занятие 32. Победа деда – моя победа! С помощью родителей учащиеся пишут сочинения о родственниках, которые участвовали в ВОВ. И на занятии учащиеся рассказывают об этом.
Занятие 33. Русская военная доблесть. На занятие приходят приглашенные ветераны ВОВ и труда.
Занятие 34. Память, которой не будет конца! Итоговое занятие по курсу. Проходит в форме викторины по темам прошедшим за весь год.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Срок проведения |
Личностные 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности. 2. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению. | - испытывать чувство гордости за родную страну; - гражданственность; - патриотизм; - нравственная воспитанность; | Тест «Познай себя» Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой | Сентябрь, май Сентябрь |
Метапредметные 1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; | Педагогическое наблюдение | Каждое занятие |
Предметные 1. Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем. 2. Формирование умения рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края. | - иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная. | Тест к разделу «Мы граждане России» Педагогическое наблюдение | 1 занятие по разделу Каждое занятие |
Материально-техническое обеспечение,
1. Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Учебно-методический комплект
Для учителя:
1. Конституция Российской Федерации, 2014 – 48 с.
2. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.
3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Электронные ресурсы:
1. http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм
- Отношение к умственному труду
- Отношение к физическому труду
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
- Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Тест: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
С помощью следующего теста мы попробуем определить, на сколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, (сколько плодотворна работа или учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью. Используются три варианта ответов: «да», «иногда случается», «нет»,
- В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
- Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
- Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
- Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
- Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
- Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
- Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
- Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
- Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
- Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?
Результаты
За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.
0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы про- о делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?»Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.
13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучший стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.
22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.