Организация взаимодействия с учащимися, испытывающими трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
методическая разработка (2 класс) на тему

Чижмакова Марина Валерьевна

Организация взаимодействия с учащимися, испытывающими трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_11_aprelya_2017g_chizhmakova_m.v.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРТНИКАМИ

Умение ребёнка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей.

Л.С.Выготский

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…,  поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Сергей  Давидович

   На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты (преподаватели).

   В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которго входят:

  • Потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
  • Позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  •  Ориентация  на партнёра по общению;
  • Умение слушать собеседника.

   Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

1.Коммуникация  как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности);

2.Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

3.  Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

   Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

    По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф.Ануфриев, В.С.Казанская, Е.В.Коротаева, С.Н.Костромина, О.А.Яшнова).

   Действительно, наблюдая за ребятами, я стала замечать, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далёк от желаемого.

   

      Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс  с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако, методический инструментарий педагога  до сих пор не имеет чётких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей.

     

   Трудности в общении со сверстниками и взрослыми случаются почти у каждого ребёнка, только разные. Наблюдая, я  выделила наиболее часто встречающиеся проблемы:

  • У ребёнка вообще нет друзей;
  • Друг есть, но только один, и без него “играть не с кем”;
  • Общается с детьми только противоположного пола;
  • Боится детей и никогда не подходит первым;
  • Подавляет других детей, всегда настаивает на своём, чем отталкивает их;
  • Послушно выполняет всё, что ему скажут другие дети (ведомый);
  • Сильно отличается от остальных детей (самый старший, самый младший, или болен) и не может найти с ним общего языка;
  • Плохо развита речь, дети его не понимают и неохотно берут в игру;
  • Ребёнок “домашний”, привык общаться только со взрослыми;
  • Не может подружиться с конкретным ребёнком, но очень хочет;
  • Страдает от недостатка внимания со стороны  других детей;
  • Не может найти своё место в коллективе.

   

   И дети находят для себя своеобразные  выходы из этих ситуаций. Но проблема как раз в том, что обычно такой выход не решает трудности в общении, а усугубляет их:

- играть дома одному;

- пассивно ждать, когда пригласят в группу;

- стать “шутом”;

- стать “агрессором”;

- играть только с маленькими;

- играть только со взрослыми;

- дарить свои вещи, звать всех к себе домой;

- приносить необыкновенные игрушки, чтобы привлечь внимание;

- рассказывать небылицы, врать, выдавая всё сказанное за правду.

Задачи, поставленные мной, на 2016-2017 учебный год

 

- Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.

 - Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с       окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой готовности).

- Формирование желания и умения учиться.

-Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

- Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

   Таким образом, подводя итоги и завершая своё выступление, хочу поделиться с вами некоторыми методическими средствами, используемыми в своей работе:

- ролевые игры;

- дискуссионные игры;

- релаксационные методы;

- рисуночные методы;

- коллективная проектная деятельность;

- групповая работа;

- всегда доброжелательный настрой учителя, улыбка.

И чуть задержусь на  методе практика Утреннего Сбора- один из личностно-ориентированных методов. Во время этого  Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо выслушать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг другу.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

                                                                                      Ральф Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с учащимися, испытывающими трудности в обучении»

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психолого-педагогического сопровождения перед специалистами школьного ПМПк - педагогом-психологом и учителем-логопедом стоят задачи по...

Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Выступление на педагогическом совете "Профилактика школьной неуспеваемости и взаимодействие с учащимися, испытывающими трудности в обучении"

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны опр...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении, учащихся с ОВЗ.

Методика «Заучивание 10 слов»;Методика «Корректурная проба»;Н. Лусканова «Уровень школьной мотивации»;Методика «Дерево с человечками»;Методика «Ди...