ПК 4.4.
учебно-методический материал на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(по материалам курсового исследования)
Шабоян Мариам Арменовна
Научный руководитель – Боева С.З., преподаватель кафедра естественнонаучных дисциплин и физического воспитания высшей квалификационной категории
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к обучающимся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться. Универсальные учебные действия осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [2].
Следовательно, особую актуальность приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий (=> УУД) у учащихся.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентного подхода в преподавании практически всех предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий.
Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД.
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Интегрированные уроки в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий».
В соответствии с темой нашего исследования была сформулирована следующая цель исследования- изучить методические основы проведения интегрированных уроков при формировании универсальных учебных действий у младших школьников.
В процессе нашего исследования был определен ряд следующих задач:
1. Провести отбор и анализ тематической литературы по проблеме исследования.
2.Определить место и значение универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы.
3. Возможность использовать универсальные учебные действия в рамках интегрированных уроков.
4. Определить методы и средства работы по изучению интегрированных уроков с использованием универсальных учебных действий.
5.Обобщить результаты исследования для продолжения раскрытия проблемы исследования в выпускной квалификационной работе.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы :
1. Отбор литературы.
2. Анализ литературы.
3. Сравнительный анализ.
4. Систематизация.
5. Обобщение.
Мы провели теоретическое исследование по изучению интегрированного обучения.
В первом параграфе нашего исследования была дана историческая справка о развитии интеграции. Были описаны различные точки зрения ученых-педагогов, их опят исследования на использовании интеграции в обучении.
Во втором параграфе мы изучили авторов, которые внедрили интеграцию в развитие общества, науки и образования, с целью формирования самооценки и обеспечивании высокого качества подготовки специалистов.
Далее нами рассмотрено определение интеграции, как ведущей тенденции развития научного познания в современных условиях и образовательном процессе, её суть и значение.
В четвертом параграфе рассматривая интеграцию, мы выявили различные виды и формы интегрированного обучения, на основе их узнали о разнообразии и способах использования этих форм.
Начальная школа- это та благодатная почва, где происходит становление личности ребенка. Для формирования целостного взгляда на окружающий мир, как нельзя лучше подходят интегрированные уроки.
Во второй главе исследования нами предпринята попытка анализа теоретических и методических основ организации интегрированных уроков для формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
В параграфе один главы второй на основе анализа современной психолого-педагогической литературы исследовано понятие «универсальные учебные действия», которые разделены на 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Уточнены их виды и функции.
В следующем параграфе рассмотрены принципы организации интегрированных уроков в начальной школе, при помощи которых формируются УУД.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия [1].
В последнем параграфе определены способы формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира».
«Окружающий мир» в начальной школе — очень интересный, но сложный предмет. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят интегрированные уроки. Использование интегрирования на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные [3].
Современное образование в настоящий момент переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний.
Наиболее эффективной формой проведения урока, на наш взгляд, является интеграция.
Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий.
Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок не только формирует у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними общую картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательной найдут практическое применение в области других наук.
В дальнейшем мы предполагаем выявить эффективность использования интегрированных уроков в формировании УУД и создать сборник, в котором будут разработаны интегрированные уроки в целях формирования УУД.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Колосова, Е.В. Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе / Е. В. Колосова // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 13-13.
2. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С.
3. Википедия [Электронный ресурс]: Интегрированное обучение http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00257291_0.html.