ПК 4.4
методическая разработка по теме
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы point-to-point" | 96.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано Утверждаю
Ф.И.О Ф.И.О__________________
«___»_______________201_г. «___»_______________201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по технологии «Point-to-point»
Направление: духовно-нравственное Автор: Верховых Е.
Возрастная группа: 8-10 лет
Срок реализации: 1год
Челябинск,2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа имеет духовно-нравственную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в формировании творческиактивной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.
Точечная техника актуальна для кружков по технологии, так как это кропотливое занятие, развивающее усидчивость, терпение, выдержку, аккуратность, желание довести начатое до конца, мышление и воображение. С помощью работы в этой технике можно осуществлять художественно - эстетическое воспитание младших школьников. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Цель: развитие мотивации личности к творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.
Задачи:
-способствовать получению и расширению знаний обучающихся об искусстве росписи;
-ознакомить с разновидностями и обучить технике росписи;
- развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность и организованность
-воспитывать интерес к искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к творчеству как эталону красоты;
.-научить применять полученные знания в дальнейшей практической жизни;
В ходе выполнения программы кружка «Point-to-point» учащиеся приобретают и закрепляют знания: о стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов, оформлении изделий, умелое, выразительное использование ритма и гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.
Программа кружка «Point-to-point» рассчитана на детей с 8 до 10 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (конференция, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Методическая особенность использования такой нетрадиционной техники рисования: вначале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; поощрение инициативы и творчества; продуманное сочетание индивидуальных, групповых форм деятельности; регулирование активности и отдыха.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Предметные: овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ;
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование определять наиболее эффективные способы достижения результата; развитие умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения;
Учебно-тематический план занятий кружка на 1год обучения (34ч)
№ | Тема занятий | Кол-во | В том числе | Формы организации деятельности учащихся | |||
Теор. | Практич. | ||||||
Раздел 1 Освоение азов техники(9ч) | |||||||
1 | История возникновения росписи. Другие направления техники. | 1 | 1 | - | Занятие-путешествие | ||
2,3 | Знакомство с понятием Point-to-point. Материалы и инструменты, необходимые для росписи. Выразительные средства росписи. | 2 | 1 | 1 | Демонстрация, беседа, Работа в группах | ||
4,5 | «Интуитивное рисование точками (акварель)» | 2 | - | 2 | Практич., презентация | ||
6,7,8 | « Мои первые точки — освоение азов Point-to-point» | 3 | 1 | 2 | Практич. игра | ||
9 | Обобщающее занятие. | 1 | 1 | - | викторина | ||
Раздел 2 Оформление первых изделий( 17 ч) | |||||||
10, 11 | «Изготовление кулона» | 2 | - | 2 | Практич. игра | ||
12 | «Роспись магнитика» | 1 | - | 1 | Практич. | ||
13,14 | Браслет « Волшебные точки» | 2 | - | 2 | Практич., ярмарка | ||
15,16 | « Украшение кружки» | 2 | - | 2 | Практич., конкурс | ||
17,18 | « Оформление обложки для паспорта» | 2 | - | 2 | Практич. презентация | ||
19 | Ознакомление с видами росписи. Монохромная и нюансная роспись. | 1 | 1 | - | Работа в парах, Демонстрация, конференция | ||
20,21,22. | « Оригинальная пластинка» | 3 | - | 3 | Демонстрация, Практич. | ||
23. | «Придумай свой орнамент» | 1 | - | 1 | Практич., Презентация | ||
24,25,26. | «Декорированные доски» | 3 | 1 | 2 | Беседа, Практич. выставка | ||
Раздел 3 Роспись изделий с использованием шаблонов( 4 ч) | |||||||
27,28. | « Роспись диска с использованием шаблона. Анималистический орнамент» | 2 | 1 | 1 | Практич. Сюжетно-ролевая игра | ||
29,30. | «Роспись шкатулки по шаблону.Геометрический орнамент » | 2 | - | 2 | Практич., аукцион | ||
Раздел 4 Изготовление изделий из различных материалов и их роспись(4ч) | |||||||
31. | «Изготовление новогоднего украшения» | 1 | - | 1 | Практич., Занятие ситуационной этики | ||
32,33. | «Значок своими руками «к празднику 9 мая | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа, выставка | ||
34. | Защита творческих проектов. | 1 | - | 1 | Проект, Презентация продукта |
Содержание изучаемого курса
Освоение азов техники(9ч)
Занятие №1
История возникновения росписи. Другие направления техники точечной росписи: мехенди, пуантилизм. Заочное путешествие во Францию; демонстрация оформленных изделий.
Занятие № 2
ПонятиеPoint-to-point. Материалы и инструменты, необходимые для росписи.
Конференция по видам инструментов и материалов, а также знакомство с выразительными средства росписи.
Занятие №3
Интуитивная роспись. Роспись Акварелью. Практическая работа: изготовление рисунка акварелью в точечной технике.
Занятие №4
Простейшим приемы росписи, создание первых точек. Закрепление знаний о технике Point-to-point в практической работе. Выполнение 4 базовых упражнений.
Занятие №5
Викторина. Занятие направлено на обобщение теоретических знаний о всех видах техники.
Оформление первых изделий( 17 ч)
Занятие №6
Ознакомление с выразительными средствами техники.Оформление готовых изделий. Применение различных материалов для оформления. Создание первого изделия. Практическая работа: украшение точками кулона.
Занятие №7
Знакомство с монохромной росписью. Нанесение точек уже на готовый рисунок.Подбор цвета.
Занятие №8
Знакомство с орнаментами, в частности – растительный узор, применение ненужных вещей в качестве украшений. Выполнение браслета.
Занятие №9
Формирование навыка росписи на различных предметах. Радиальная роспись
Конкурс лучших оформителей.
Занятие №10
Использование монохромной росписи. Знакомство с симметрией в орнаменте.Оформление обложки паспорта и ее презентация учащимися.
Занятие №11
Монохромная и нюансная роспись. Конференция.
Занятие №12
Интуитивная роспись пластинки. Аукцион.
Занятие №13
Виды орнаментов. Создание эскиза. Нанесение контурами орнамента на выбранный материал.
Роспись изделий с использованием шаблонов( 4 ч)
Занятие №14
Использование различных материалов. Способы обработки материалов. Нюансная роспись деревянных досок.
Занятие №15
Анималистический орнамент. Использование шаблонов при росписи. Роспись диска с помощью шаблона.
Занятие №16
Геометрический орнамент. Роспись объемных изделий. Оформление шкатулки.
Изготовление изделий из различных материалов и их роспись(4ч)
Занятие №17
Обработка поверхности изделия. Роспись деревянных фигурок.Подарок своими руками.
Занятие №18
Выполнение значка из картона. Создание точками надписи. Оформление значка нюансной росписью.
Занятие №19
Защита творческих проектов. Презентация готового изделия. Учащиеся формируют умениерисовать не только отдельные предметы, но и сюжетные эпизоды и далее к сюжетному рисованию.
Мониторинговая карта результатов освоения программы «Point-to-point»
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки |
Личностные: Формирование эстетических потребностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. | Планируемый воспитательный результат: - имеют представление о ценностном отношении к прекрасному; -осознают необходимость самосовершенствования; -знают о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи. Планируемый воспитательный эффект: - ценностное отношение к творческому труду; -интерес к новому; - стремление к приобретению новых знаний и умений; -соблюдение норм и правил культуры труда; | Анкета «Отношение к искусству» | сентябрь |
Предметные: Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности, овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ; | Планируемый результат: - владеть названием материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение; -знают технологию выполнения изделия; -знают законы цветовой гармонии и законы композиции; -умение обработки материалов Планируемый эффект: - владение подбором материалов с учётом технологии; -планированиетехнологического процесса; | Методика диагностики воображения «Скульптура» Тест определения уровня развития мелкой моторики | декабрь |
Метапредметные: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, умение конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, умение определять цель и пути ее достижения, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. | Планируемый результат: - способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха; -умеют планировать свои действия; - контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности; -способны анализировать объекты, выделяя существенные признаки Планируемый эффект: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -самостоятельная организация выполнения различных творческих работ; | Психодиагностика творческого мышления | май |
Материально-техническое обеспечение программы:
- кабинет;
- компьютер и проектор;
- демонстрационный стол;
- доска;
- стенды для образцов готовых изделий;
- трафареты и шаблоны готовых рисунков;
- дидактический материал: наглядное пособие для учеников (фотографии готовых изделий), методические рекомендации для учащихся, авторский КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЙ В ТОЧЕЧНОЙ ТЕХНИКЕ POINT-TO-POINT
Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь:
- акриловые контуры;
- лак;
- средства для удаления краски;
- различные природные материалы для оформления
Список методической литературы для учителя
Обязательные:
1. Берри, Б.Д. Рисуйте свободно / Б.Д. Берри –М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 204с.
2. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.
3. Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.
4. Логвиненко, Г. Декоративная композиция / Г. Логвиненко – М.: Владос, 2012.- 160с.
5. Моргуновская, Ю.О. Точечная роспись. Техника, идеи, орнаменты / Ю.О. Моргуновская – М: Эксмо - Пресс, 2015, - 64с.
Дополнительные:
6. Агюстон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж.Агюстон – М.: Мир, 1982. – 91 с.
7. Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.
Интернет-ресурсы:
8. Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point
9. Точечная роспись с образцами и шаблонами [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://ya-masterica.ru/post348636980/
10. История росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http://shop.kuzbass.net/index.php/menu-articles/menu-point-of-history.html
Список литературы для учащихся
Обязательные:
1. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.
Дополнительные:
2. Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.
3. Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.
Интернет- ресурсы:
5. Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point
6.Точечная роспись с образцами и шаблонами [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://ya-masterica.ru/post348636980/
Список использованной литературы
1. Агюстон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж.Агюстон – М.: Мир, 1982. – 91 с.
2. Берри, Б.Д. Рисуйте свободно / Б.Д. Берри –М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 204с.
3. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.
4. Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.
5. Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.
6. Логвиненко, Г. Декоративная композиция / Г. Логвиненко – М.: Владос, 2012.- 160с.
7. Моргуновская, Ю.О. Точечная роспись. Техника, идеи, орнаменты / Ю.О. Моргуновская – М: Эксмо - Пресс, 2015, - 64с.
8. История точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: http://shkoladecora.ru/text/istoriya-tochechnoy-rospisi/
9. Мелкая моторика [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.lschool4.ru/
10. Педагогические принципы [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/108-princip-svyazi-teorii-s-praktikoj.html
11. Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point
12. ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://programma-fgos.ru/load/?page2
13. История росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http://shop.kuzbass.net/index.php/menu-articles/menu-point-of-history.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест определения уровня развития мелкой моторики
Методика «Змейка»
Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.
Критерии оценки: при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания.
Выше 34 баллов — высокий уровень
27-33 балла — выше среднего
18-26 баллов — средний уровень
12-17 баллов — ниже среднего
До 11 баллов — низкий уровень
Методика «Лабиринт»
Цель: выявление уровня развития динамической координации руки
Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.
Критерии оценки: ошибкой
при выполнении задания считается:
1. выход за пределы лабиринта;
2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;
3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.
Анкета «Отношение к искусству»
Вопросы | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, напримершарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Комментарии к методике психодиагностики воображения:
Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.