ПК 4.4
методическая разработка по теме

Верховых Евгения Алексеевна

      Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ  «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано                                                       Утверждаю                                                                      

Ф.И.О                                                                   Ф.И.О__________________                          

«___»_______________201_г.                         «___»_______________201_г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по технологии «Point-to-point»

Направление:  духовно-нравственное                      Автор: Верховых Е.

Возрастная группа: 8-10 лет

Срок реализации: 1год

Челябинск,2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа имеет духовно-нравственную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в формировании творческиактивной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.

Точечная техника актуальна для кружков по технологии, так как  это кропотливое занятие, развивающее усидчивость, терпение, выдержку, аккуратность, желание довести начатое до конца,  мышление и воображение. С помощью работы в этой технике можно осуществлять художественно - эстетическое воспитание младших школьников. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Цель: развитие мотивации личности к творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.

Задачи:

-способствовать получению и расширению знаний обучающихся об искусстве росписи;

-ознакомить с разновидностями и обучить технике росписи;

- развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность и организованность

-воспитывать интерес к искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к творчеству как эталону красоты;

.-научить применять полученные знания в дальнейшей практической жизни;

В ходе выполнения программы кружка «Point-to-point» учащиеся приобретают и закрепляют знания: о стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов, оформлении изделий, умелое, выразительное использование ритма и гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.

Программа кружка «Point-to-point» рассчитана на детей с 8 до 10 лет.  Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часа, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (конференция, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Методическая особенность использования такой нетрадиционной техники рисования: вначале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется: создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; поощрение инициативы и творчества; продуманное сочетание индивидуальных, групповых форм деятельности; регулирование активности и отдыха.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Предметные: овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ;

Метапредметные:  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование определять  наиболее эффективные способы достижения результата;  развитие умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения;


Учебно-тематический план занятий кружка на 1год обучения (34ч)

Тема занятий

Кол-во

В том числе

Формы организации деятельности учащихся

Теор.

Практич.

Раздел 1 Освоение азов техники(9ч)

1

История возникновения росписи. Другие направления техники.

1

1

-

Занятие-путешествие

2,3

Знакомство с понятием Point-to-point. Материалы и инструменты, необходимые для росписи. Выразительные средства росписи.

2

1

1

Демонстрация,

беседа,

Работа в группах

4,5

«Интуитивное рисование точками (акварель)»

2

-

2

Практич.,

презентация

6,7,8

« Мои первые точки — освоение азов Point-to-point»

3

1

2

Практич.

игра

9

Обобщающее занятие.

1

1

-

викторина

Раздел 2 Оформление первых изделий( 17 ч)

10,

11

«Изготовление кулона»

2

-

2

Практич.

игра

12

«Роспись магнитика»

1

-

1

Практич.

13,14

Браслет

« Волшебные точки»

2

-

2

Практич.,

ярмарка

15,16

« Украшение кружки»

2

-

2

Практич.,

конкурс

 17,18

« Оформление обложки для паспорта»

2

-

2

Практич.

презентация

19

Ознакомление с видами росписи.

Монохромная и нюансная роспись.

1

1

-

Работа в парах,

Демонстрация,

конференция

20,21,22.

« Оригинальная пластинка»

3

-

3

Демонстрация,

Практич.

23.

«Придумай свой орнамент»

1

-

1

Практич.,

Презентация

24,25,26.

«Декорированные доски»

3

1

2

Беседа,

Практич.

выставка

Раздел 3 Роспись изделий с использованием шаблонов( 4 ч)

27,28.

« Роспись диска с использованием шаблона. Анималистический орнамент»

2

1

1

Практич.

Сюжетно-ролевая игра

29,30.

«Роспись шкатулки по шаблону.Геометрический орнамент »

2

-

2

Практич.,

аукцион

Раздел 4 Изготовление изделий из различных материалов и их роспись(4ч)

31.

«Изготовление новогоднего украшения»

1

-

1

Практич.,

Занятие ситуационной этики

32,33.

«Значок своими руками «к празднику 9 мая

2

1

1

Коллективная работа,

выставка

34.

Защита творческих проектов.

1

-

1

Проект,

Презентация продукта


Содержание изучаемого курса

                                    Освоение азов техники(9ч)

Занятие №1

История возникновения росписи. Другие направления техники точечной росписи: мехенди, пуантилизм. Заочное путешествие во Францию; демонстрация оформленных изделий.

Занятие № 2

 ПонятиеPoint-to-point. Материалы и инструменты, необходимые для росписи.

Конференция по видам инструментов и материалов, а также знакомство с выразительными средства росписи.

Занятие №3

Интуитивная роспись. Роспись Акварелью. Практическая работа: изготовление рисунка акварелью в точечной технике.

Занятие №4

Простейшим приемы росписи, создание первых точек. Закрепление знаний о технике Point-to-point в практической работе. Выполнение 4 базовых упражнений.

Занятие №5

Викторина. Занятие направлено на обобщение теоретических знаний о всех видах техники.

Оформление первых изделий( 17 ч)

Занятие №6

Ознакомление с выразительными средствами техники.Оформление готовых изделий. Применение различных материалов для оформления. Создание первого изделия. Практическая работа: украшение точками кулона.

Занятие №7

Знакомство с монохромной  росписью. Нанесение точек уже на готовый рисунок.Подбор цвета.

Занятие №8

Знакомство с орнаментами, в частности – растительный узор, применение ненужных вещей в качестве украшений. Выполнение браслета.

Занятие №9

Формирование навыка росписи на различных предметах. Радиальная роспись

Конкурс лучших оформителей.

Занятие №10

Использование монохромной росписи.  Знакомство с симметрией в орнаменте.Оформление обложки паспорта и ее презентация учащимися.

Занятие №11

Монохромная и нюансная роспись. Конференция.

Занятие №12

Интуитивная роспись пластинки. Аукцион.

Занятие №13

Виды орнаментов.  Создание эскиза. Нанесение контурами орнамента на выбранный материал.

Роспись изделий с использованием шаблонов( 4 ч)

Занятие №14

 Использование различных материалов. Способы обработки материалов. Нюансная роспись деревянных досок.

Занятие №15

Анималистический орнамент. Использование шаблонов при росписи. Роспись диска с помощью шаблона.

Занятие №16

Геометрический орнамент. Роспись объемных изделий. Оформление шкатулки.

Изготовление изделий из различных материалов и их роспись(4ч)

Занятие №17

Обработка поверхности изделия. Роспись деревянных фигурок.Подарок своими руками.

Занятие №18

Выполнение значка из картона. Создание точками надписи. Оформление значка нюансной росписью.

Занятие №19

Защита творческих проектов. Презентация готового изделия. Учащиеся формируют умениерисовать не только отдельные предметы, но и сюжетные эпизоды и далее к сюжетному рисованию.

Мониторинговая карта результатов освоения программы «Point-to-point»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные: Формирование эстетических потребностей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Планируемый воспитательный результат:

- имеют представление о ценностном отношении  к прекрасному;

-осознают необходимость самосовершенствования;

-знают о взаимосвязи красоты и пользы в

образе художественной вещи.

Планируемый воспитательный эффект:

- ценностное отношение к творческому труду;

-интерес к новому;

- стремление к приобретению новых знаний и умений;

-соблюдение норм и правил культуры

труда;

 Анкета «Отношение к искусству»

сентябрь

Предметные:

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности, овладение художественной техникой обработки материалов, формирование  чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ;

Планируемый результат:

- владеть названием материалов, ручных

инструментов и приспособлений, их

значение;

-знают технологию выполнения изделия;

-знают законы цветовой гармонии и законы композиции;

-умение обработки материалов

Планируемый эффект:

- владение подбором материалов с учётом   технологии;

-планированиетехнологического

процесса;

Методика диагностики воображения

«Скульптура»

Тест определения уровня развития мелкой моторики

декабрь

Метапредметные:

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, умение конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, умение определять цель и пути ее достижения, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Планируемый результат:

- способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха;

-умеют планировать свои действия;

- контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности;

-способны анализировать объекты, выделяя существенные признаки

Планируемый эффект:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-самостоятельная организация

выполнения различных творческих

работ;

Психодиагностика творческого мышления

май


Материально-техническое обеспечение программы:

  • кабинет;
  • компьютер и проектор;
  • демонстрационный стол;
  • доска;
  •  стенды для образцов готовых изделий;
  •  трафареты и шаблоны готовых рисунков;
  • дидактический материал: наглядное пособие для учеников (фотографии готовых изделий), методические рекомендации для учащихся, авторский КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЙ В ТОЧЕЧНОЙ ТЕХНИКЕ POINT-TO-POINT

Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь:

  • акриловые контуры;
  • лак;
  • средства для удаления краски;
  • различные природные материалы для оформления

Список методической литературы для учителя

Обязательные:

1.        Берри, Б.Д. Рисуйте свободно / Б.Д. Берри –М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 204с.

2.        Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.

3.        Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.

4.        Логвиненко, Г. Декоративная композиция / Г. Логвиненко – М.: Владос, 2012.- 160с.

5.        Моргуновская, Ю.О. Точечная роспись. Техника, идеи, орнаменты / Ю.О. Моргуновская – М: Эксмо - Пресс, 2015, - 64с.

Дополнительные:

6.        Агюстон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж.Агюстон – М.: Мир, 1982. – 91 с.

7.        Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.

Интернет-ресурсы:

8.        Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point

9.        Точечная роспись с образцами и шаблонами  [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://ya-masterica.ru/post348636980/

10.        История росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http://shop.kuzbass.net/index.php/menu-articles/menu-point-of-history.html

Список литературы для учащихся

Обязательные:

1.        Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.

Дополнительные:

2.        Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.

3.        Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.

Интернет- ресурсы:

5.        Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point

        6.Точечная роспись с образцами и шаблонами  [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://ya-masterica.ru/post348636980/


Список  использованной литературы

1.        Агюстон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж.Агюстон – М.: Мир, 1982. – 91 с.

2.        Берри, Б.Д. Рисуйте свободно / Б.Д. Берри –М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 204с.

3.        Воробьева, Н. Г. Точечная роспись / Н.Г. Воробьева – М.: Аст- Пресс, 2014. – 208 с.

4.        Добрусина, А. Б. Точечная роспись / А. Б.Добрусина – М.: Феникс, 2015. – 96с.

5.        Иолтуховская, Е. Точечная роспись / Е.Иолтуховская – М :Аст- Пресс,2015.- 128с.

6.        Логвиненко, Г. Декоративная композиция / Г. Логвиненко – М.: Владос, 2012.- 160с.

7.        Моргуновская, Ю.О. Точечная роспись. Техника, идеи, орнаменты / Ю.О. Моргуновская – М: Эксмо - Пресс, 2015, - 64с.

8.        История точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: http://shkoladecora.ru/text/istoriya-tochechnoy-rospisi/

9.        Мелкая моторика [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.lschool4.ru/

10.        Педагогические принципы [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/108-princip-svyazi-teorii-s-praktikoj.html

11.  Мастер-классы по точечной росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://kruzheva-eka.ru/point-to-point

12.  ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://programma-fgos.ru/load/?page2

13.        История росписи [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:http://shop.kuzbass.net/index.php/menu-articles/menu-point-of-history.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест определения уровня развития мелкой моторики

Методика «Змейка»

Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук

        Описание процедуры исследования: ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.

        Критерии оценки: при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания.

Выше 34 баллов — высокий уровень

27-33 балла — выше среднего

18-26 баллов — средний уровень

12-17 баллов — ниже среднего

До 11 баллов — низкий уровень

Методика «Лабиринт»

Цель: выявление уровня развития динамической координации руки

Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.

Критерии оценки: ошибкой http://refdb.ru/images/1219/2437210/m2e98d444.jpg

при выполнении задания считается:

1. выход за пределы лабиринта;

2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;

3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.

Анкета «Отношение к искусству»

Вопросы

  1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке?

  1. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

  1. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки?

  1. Хотел бы ты бывать там чаще?

  1. Что ты знаешь об искусстве?

  1. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

  1. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?


Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, напримершарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Комментарии к методике психодиагностики воображения:

 Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.