Выступление на ШМО "Работа над словарными словами"
материал на тему
В выступление описана работа по развитию речи, правописания слов с непроверяемыми гласными в корне слова. Даны примеры методов и приемов по работе над словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад «Аркаим»
Тема вступления на ШМО:
Работа
над
словарными
словами
( Из опыта работы)
Учитель начальных классов
Давлетбердина
Гульсасяк Юлаевна
Сибай -2015 год.
Дитя, которое не привыкло вникать
в смысл слова, темно понимает
или вовсе не понимает его настоящего
значения и не получило
навыка распоряжаться им свободно
в устной и письменной речи,
всегда будет страдать от этого коренного
недостатка при изучении всякого
другого предмета.
К.Д.Ушинский
В работе с детьми в начальной школе столкнулась с проблемой, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём. Часто встречаются такие проблемы: речь детей бедная, ответы односложные; имеют ограниченный словарный запас; они пассивны на уроках, что самым отрицательным образом сказывается на успешности их обучения и на их речевом развитии.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.)
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
На уроках учу детей пользоваться словарем. Использую следующие виды работы над словом по словарю:
1. Найти слово в словаре;
2. Определить место ударения в слове;
3. Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;
4. Доставить к слову вопрос, и определить к какой части речи относится выписанное слово. Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;
5. Устно составляют словосочетания, предложения, небольшие рассказы.
Также работаю методом орфографического чтения:
1) Установление разницы в произношении и написании;
2) Решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное задание для осознания общего способа действия);
3) Запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
4) Подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
5) Определение лексического значения однокоренных слов.
Для предупреждения возможных ошибок обращаю внимание на единообразное написание всех однокоренных слов.
На уроках использую такой алгоритм введения нового словарного слова:
1) Активирую мышления учащихся, выявляю интерес к изучаемому слову
( с помощью ребуса)
2) Осознаем лексическое значение слова (с помощью картинки, загадки);
3) Проводим звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);
4) Рисуем зрительный образ слова.
На этапе закрепления использую разнообразные приёмы с использованием тренажеров «Словарные слова», «Словарные слова с пропуском букв». При этом группирую по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель, школа и т.д.), по алфавиту.
Составляю индивидуальные задания по использованию орфографического тренажера;
•зрительный диктант по тренажеру— «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;
•картинный диктант с использованием презентаций — учитель молча показывает слайд с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
•диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя».
Так над одной группой слов работаем неделю.
Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда предлагаю детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений использую пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
При работе над словами с трудным написанием, все словарные слова ввожу единым потоком. Потом на каждом уроке прорабатываем группу слов.
Предлагаю такие виды работ:
выписывание слов с мягкими и твердыми согласными;
составление чайнворда;
запись по количеству слогов;
составление игры «Выпали гласные»;
создание «Волшебных домиков»;
подбор слов к схеме;
составление ступенек;
письмо словарных диктантов в парах и другие виды работ.
Сильным ученикам даю дополнительные задания:
составить сказку с использованием данных слов;
приготовить карточки для работы над ошибками для слабых учащихся;
провести диктант для слабых учащихся.
Перед диктантом готовим черновики. Лист тетради делим на три части:
1столбик: умею писать;
2столбик: не знаю;
3 столбик сомневаюсь.
Ученики диктуют друг другу словарные слова, распределяют их в три столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю; ставится оценка самими учащимися. С каждым разом слов во втором и третьем столбике становится меньше. Это повышает мотивацию детей.
В работе использую такой объём словарных диктантов (по четвертям):
II класс — 4-6-6-8 слов;
III класс — 8-8-10-10 слов;
VI класс — 10-10-12-12слов.
Используемые виды работ помогают в течение короткого времени запомнить и правильно употреблять слова с непроверяемыми согласными в корне. Эта работа помогает расширить словарный запас детей, предупредить
ошибки в диктантах.
Работая над развитием речи делаю выводы. Ищу рациональные приемы решения возникших проблем. Продумываю методы их решения. Не всегда все получается. Но я не отчаиваюсь. Ведь я работаю, нарабатываю опыт. В дальнейшем хочу совершенствовать методы преподавания, уделять большее внимание работе с сильными учениками, индивидуальной работе с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-574505-1424853820.jpg)
Выступление на ШМО "Формирование у детей интереса к работе со словарными словами"
Выступление на ШМО "Формирование у детей интереса к работе со словарными словами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-244393-1366211905.jpg)
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.
"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-244393-1366211905.jpg)
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.
"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-197975-1426518148.jpg)
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....