«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"
учебно-методический материал на тему
««Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в МОУ «БСОШ №1» г. Белокурихи» (2013г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov.ppt | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает: 1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 2. Использование критериальной системы оценивания; 3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе: как внутреннюю , так и внешнюю оценку , при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения; оценивание как достигаемых образовательных результатов , так и процесса их формирования , а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания , выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий: технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, технологий, основанных на создании учебных ситуаций , технологий, основанных на реализации проектной деятельности , информационных и коммуникационных технологий обучения.
Система оценки знаний по предметам включает: 1. Внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая учениками, учителями, администрацией). 2. Внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами).
В системе оценивания в начальной школе используются: - преимущественно внутренняя оценка , выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; - субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов ) процедуры и оценки; - оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; - интегральная оценка , в том числе – портфолио, выставки, презентации , и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Объектом оценки предметных результатов является : способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят: Опорные знания по предметам Предметные действия
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов служат: работы учащихся индивидуальная и совместная деятельность учащихся; статистические данные ; результаты тестирования
В системе проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции: 1. Стартовая диагностика . 2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) 3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса)
МОУ «БСОШ №1» в определении системы оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) согласует требования ФГОС с рекомендациями, предложенными разработчиками Образовательных программ «Школа 2100» и «Школа России».
1. Цели оценочной деятельности в ОУ Система оценки должна: Фиксировать цели оценочной деятельности : ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обучения и в ОУ в целом. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов . Фиксировать условия и границы применения системы оценки .
2. Формы и методы оценки Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений Предметные диагностические работы Метапредметные диагностические работы ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития
3. Комплексная оценка всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное – комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Они подготовлены авторами Образовательной системы «Школа 2100» и снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты. Данные таблицы подходят для оценивания результатов деятельности обучающихся в начальной школе и по другим программам, в том числе и по программе «Школа России». Полученные результаты используются для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
4. Границы и рамки применения системы оценки. 1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному: «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя). 2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. 3) использование двух средств: обучение самих учеников способам самостоятельного оценивания и фиксации своих результатов лишь при выборочном контроле учителя; внедрение новых форм отчёта учителя одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу. 4) ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. 5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
5. Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) разработана и апробирована авторами Образовательной системы «Школа 2100». Эта технология представляет собой семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания и согласующихся с системой оценивания результатов ФГОС.
Первое правило. Что оцениваем? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения ( входная диагностика ) и в конце обучения ( выходная диагностика ).
Второе правило. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Третье правило. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
Четвертое правило. Где накапливать отметки и оценки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу
Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»: показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пятое правило. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно
Шестое правило. По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень (необязательный)
Седьмое правило. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
6. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС.
Различие оценки и отметки. Самооценка . «Алгоритм самооценки». В 1 классе алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) Первый этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки .
Второй этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки. Одна задача – одна оценка используется полностью. Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется частично. Уровни успешности используется частично. Итоговые оценки используется частично.
Третий этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. Таблицы результатов и «Портфель достижений» используется уже не частично, а полностью. Право отказа от отметки и право пересдачи – новое правило, вводимое на этом этапе. Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью. Итоговые оценки используется уже не частично, а полностью.
7. Стартовая оценка, текущая оценка, итоговая оценка.
7.1. Стартовая диагностика. Предметная стартовая диагностика проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей. Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.
7.2. Текущая оценка Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов: – Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое). – Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное). – Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях). – Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты). – Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое). – Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий). – Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения). – Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков , например: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией , как умение формулировать вопрос, ставить проблему; умение вести наблюдение; умение спланировать работу, умение спланировать время; умение собрать данные; умение зафиксировать данные; умение упорядочить и организовать данные; умение проинтерпретировать данные; умение представить результаты или подготовленный продукт.
7.3. Четвертная оценка. Пример четвертной оценки-характеристики: «За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне частично __, полностью ___, на программном уровне частично ____, полностью ____, на максимальном уровне _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».
1-й шаг. За неделю до выставления четвертных отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать отметку. 2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та четвертная отметка, которая у вас сейчас получается?» 3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня. 4-й шаг. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные четвертные отметки. 5-й шаг . Эта отметка переносится в классный журнал.
7.4. Итоговая оценка за ступень начальной школы Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей: 1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех образовательных результатов); 2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач); 3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На основе трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД: Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач. Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально». Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня. 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач. Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика: 1. Основные образовательные достижения следующие: …. 2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: … 3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …
8. Модель предметного мониторинга МОУ «БСОШ №1» на первой ступени начального общего образования. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 класс Стартовая диагностика на двух уровнях: внешняя экспертиза (ЕРТ) и внутренняя (психолого-педагогическая диагностика). Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир 2 класс Входная диагностика. Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельная работа: Английский язык
3 класс Входная диагностика. Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Английский язык Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Английский язык Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельная работа: Английский язык 4 класс Входная диагностика. Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Английский язык Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельные предметные работы: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Английский язык Интегрированная работа: Математика Русский язык Чтение Окружающий мир Отдельная работа: Английский язык Внешняя экспертиза (ЕРТ).
Оценка результатов деятельности МОУ «БСОШ № 1» Проводится на основе мониторинга образовательных достижений выпускников с учётом условий деятельности образовательного учреждения. Для проведения итоговых работ используется разработанный инструментарий, поэтому целесообразной формой является регулярный внутренний мониторинг результатов выполнения итоговых работ по четвертям учебного года : по итогам 1-й и 3-й четвертей отдельные работы по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и английскому языку (английский язык во 2 -4 классах); по итогам 1-го и 2-го полугодия (2-й и 4-й четвертей ) комплексная работа на межпредметной основе (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) и отдельная работа по английскому языку (английский язык во 2 – 4 классах).
Оценка результатов деятельности МОУ «БСОШ № 1» Осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических работников ОУ. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом: результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); условий реализации основной образовательной программы начального общего образования; особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы.
Результативность учебно-воспитательного процесса в МОУ «БСОШ № 1» определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса, параллели и в целом по школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...