Выступление на шмо учителей начальных классов
учебно-методический материал на тему

Осадченко Наталья Алексеевна

выступление учителя на школьном методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Преподавание русского языка в начальной школе. Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроках русского языка.

Ученье - свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)

В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

          Технологические операции создания ситуации успеха.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим  я стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом перехожу к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае имеют значения и словесные  поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая  саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

• Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

• Авансирование успешного результата – помогает мне выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушаю ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получиться". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

• Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с.....". "Выполняя работу, не забудьте о.....".

• Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

• Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы....". "Только тебе я и могу доверить...". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

• Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу...". "Так хочется поскорее увидеть..."

• Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось...". "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Приближение к современному речевому идеалу  я начинаю как можно раньше. Надо, чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.

Эту работу я начинаю с 1 класса.

1. Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки:

со — со — со... с горы скатилось колесо

ну — ну — ну... сяду на Луну

оль — оль — оль... мы купили соль

...во дворе сидит король

Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления.

И вот стоит красивая.

Стройная и милая.

Ветками качает.

Соком угощает. (Берёза.)

2. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. В 1- 2 классах включаю работу в паре, группе, например: составить из слов-карточек готовое высказывание.

Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества ученика.

Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.

Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.

Упражнения, развивающие творческое мышление.

1. Напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв.

Н... - з... о...

Д... с…л

К... п... о... м...

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний.)

2. Учимся согласовывать слова в предложениях.

Измени слова так. чтобы получилось как можно больше предложений.

Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.

3. Усложняем задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

ж б к о л н д р п л к с

п е н б д з а о т о в т

Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали —зёрнышко, а он твердым оказался. Вот так. (П. Кошелев)

4. Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:

из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты...

у тебя появились волшебная папочка, шапка-невидимка...

Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.

5. Представь себе, что ты стал котенком, или листочком, или муравьем...

(История о чудесном превращении: какая жизнь была бы, чего бы ты опасался, захотел бы вновь стать «большим» человеком? Вывод о «превращении»)

Цель: задуматься об отношении к окружающей природе.

Можно выбрать неодушевленный предмет: я — необычный герой.

Я - линейка.

Я живу в портфеле. Мой хозяин Андрей. Мне очень плохо, когда на мне рисуют, потому что я становлюсь грязной и некрасивой.

Однажды, когда Андрей решил мной бить мух, я не вытерпела, выскользнула из его рук и выпала из окошка. Гам меня нашла девочка Анн. Она меня помыла, и теперь у меня новая хозяйка! (М. Тиунов)

На уроке литературного чтения дети становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои переживания и впечатления.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

1. При изучении нового материала создаю в классе группы, условно разделив их на первую- "сильных", вторую- "средних" и третью - "слабых" учащихся (не озвучивая их), объясняю материал для всего класса, затем предоставляю возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества, а я работаю с группой слабых учеников и осуществляю закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаю образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

2. Осуществление разноуровнего контроля - создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.

Созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хороша, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребности учеников» Формы коллективной учебной работы:

• Работа в парах постоянного и сменного состава;

• Работа в микрогруппах (тройках, четверках);

• Работа в группах (5-7 человек);

• Коллективная работа (класс делится на 3-4 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: "Органы чувств"

У.- Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.

Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? ДУ.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир? Составляется схема:

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!



Предварительный просмотр:

Организация работы со слабоуспевающими детьми.

 В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в нашей школе есть слабоуспевающие учащиеся.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
    Кого учить? Чему учить? Как учить?
 
      Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся.

Это: 1. Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития.

2.Отсутствие познавательного интереса.

3.Не сформированы элементарные организационные навыки.

4.Учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

5. Нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника

6.Дети, в основном, из асоциальных семей.

7.Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.

8. Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:


1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:--- педагогическая запущенность.

                   ---частые заболевания.

                   --- пропуски занятий.

                   --- органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

 Как проявляется?

 Ребенок не умеет учиться:1.Работать с текстом;

                                                    2.Выделять главное, существенное;

                                                    3. Не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

Почему? Да потому что у таких обучающихся дефицит внимания с гиперактивностью. Он характеризуется: --отвлекаемостью;

                                 -- подвижностью;

                                 -- неусидчивостью и т. д.

 У слабоуспевающих  ребят  отсутствует  познавательный  интереса.
Это обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности.  Ему мало что интересно: он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
 Часто такие ребята конфликтуют со сверстниками, с учителями, отказываются  от усилий в учебной деятельности. Поэтому у детей низкий познавательный интерес. В данном случае не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Ребенок нуждается в поддержке, показе того, что он состоятелен в других видах деятельности.
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
 Еще один из признаков – это   низкий уровень развития словесно-логического мышления. Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
 Низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы .
Чтобы начать чему – то учить, я обязательно выясняю причину отставания, определяю действительный уровень его знаний, после чего “возвращаю его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Для обучения я продумываю и осуществляю индивидуальный план обучения.

Во – первых, чтобы предотвратить неуспеваемость, я, как учитель, выявляю образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываю своевременную ликвидацию этих пробелов.
Во – вторых, устанавливаю  правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректирую эти способы. Стараюсь систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Далее стараюсь организовать так  учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.


Как же я помогаю слабоуспевающему ученику?

 -- Для закрепления я уделяю более длительное время и даю больший объем решаемых задач. Потому что учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Для повышения работоспособности я разноображу виды деятельности, проветриваю классную комнату, провожу физминутки. Всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Для работы со слабоуспевающими учениками применяю карточки для индивидуальной работы, подбираю задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, творческие задания,  “карточки-информаторы”,карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”.

Я стараюсь изучить психическое развитие ребёнка, создаю спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке и на перемене, проявляю  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость,   веру в возможности ученика. Стараюсь вырабатывать умение вставать на позиции ученика, вести непринужденный диалог, стремлюсь к внешней занимательности,  использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, схемы, таблицы, план ), учу работать со словарями и другим справочным материалом. В своей практике применяю опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос и самоконтроль. При планировании урока рационально распределяю учебный материал ( сначала --сложное !), применяю частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговариваем и закрепляем материал урока, стремлюсь к алгоритмизации деятельности. Я также слежу за своей интонацией и интонацией детей, чтобы не было  насмешливого тона!

В работе со слабыми учащимися я опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях при сдаче экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
 
        Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Для этого необходимо создать на уроке ситуацию успеха: слабому дать для  выполнения  посильный объем работы.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

ВИДЫ РАБОТ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                                                                          Как уст румяных без улыбки,

                                                                                                        Без грамматической ошибки

                                                                                                     Я русской речи не люблю.

                                                                                                          А. С. Пушкин. Евгений Онегин  

 Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. Начинаю я работу с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Отмечаю группы ошибок, которые являются типичными в данном случае, над которыми надо поработать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь служит данная «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Самостоятельная работа учащихся над ошибками проводится только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, я, проверяя тетради, на полях ставлю  её порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм.   Я дифференцирую задания таким образом:  для самых слабых обучающихся исправляю неправильное написание на правильное и на полях ставлю  порядковый номер орфограммы. Например: С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)   Для другой группы учащихся  - зачёркиваю неправильное написание, не исправляя его, на полях ставлю  порядковый номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку) Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в «памятке».   Для сильных учащихся можно предложить такую работу. Я подчёркиваю слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений нет. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). / Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке». И, наконец, самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы, умение их определять. В тексте я не делает никаких помет, на полях ставлю знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке». С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку).

 Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.

Памятка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...