Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО.
статья на тему
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyat_podhod._pedsovet.rar | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №2
Долгополова В.А.
Слайд 2.
Методологической основой ФГОС НОО является системно деятельностный подход. В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода ? Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит:«Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Слайд 3.
…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. Наук
Слайд 4.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно знать принципы построения, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
- принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
- принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
-принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 5.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
1.уроки «открытия» нового знания;
2.уроки рефлексии;
3.уроки общеметодологической направленности;
4.уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 6.
К современному уроку предъявляются следующие требования:
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Слайд 7-8.
Сравнительная таблица традиционного и системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций
- Использование активных и интерактивных методик
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Слайд 9.
Актуальные педагогические подходы.
Слайд 10.
Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Слайд 11.
Литература
1.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- №4, 2011.
2. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы. - №10, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...
«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Статья «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
В статье «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС» раскрывается понятие и сущностьсистемно-деятельностного подхода....
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна? Прежде всего –это решение проблем...