ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПЕДАГОГИКЕ
статья на тему

Руднева Валентина Тимофеевна

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_universalnyh_uchebnyh_deystviy_v_pedagogike.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям начального общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

a) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

б) смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

в) нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

a) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

в) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

д) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

е) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

ж) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

А) Общеучебные универсальные действия:

a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

в) структурирование знаний;

г) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

д) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

е) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ж) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

з) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Б) Логические универсальные действия:

a) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

б) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

г) подведение под понятие, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждений;

ж) доказательство;

з) выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:

- выделять главную проблему;

- формулировать задачу;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

a) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

б) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

в) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

г) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

д) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с. 46-52].

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Литература

  • Лежнева Н. В. Урок в личностно ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. – №1. – С. 14.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
  • Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
  • Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. − М., 2008.
  • Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2004.
  • Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
  • Что значит «уметь учиться». - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий определённые ФГОС...

Виды универсальных учебных действий

ФГОС НОО Виды универсальных учебных действий...

Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий...

Самоанализ урока. Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляц...

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА ...