Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"
статья (2 класс) на тему

Зыбина Валентина Романовна

Из опыта работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

      Работа учителя нач. классов необычайно сложна, требует высокого педагогич. мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологич. и физиологич. особенности детей младшего школьного возраста. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся  уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера.                  

      Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

      Развитие творческих способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определённом уровне мышление, фантазию, воображение.

      Активизация творческой деятельности детей зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания.                  

       Различные творческие задания можно предлагать учащимся на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.                                                                                                                    

     Все виды работы нужно продумывать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Так, на уроках литературного чтения дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произ-ми, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации. (СЛАЙД) Детям очень нравятся минутки поэзии. Работу над стихотворчеством начинаю с формирования умения рифмовать слова, затем задания усложняются: предлагаю сочинить двустишие, четверостишие. А дальше дети сами подбирают рифмующие слова и пробуют сочинять стихи. Также дети читают и стихи коллективного сочинения на заданную тему. Предлагаю детям продолжить стих, начатый мною:                                                  

Я –       Порхает и кружится

        На улице снежок…

Таня – А Коля веселится

             С собакою Дружок.

Считаю, что такая работа способствует развитию творческого воображения. У детей есть творческие тетради. В них они учатся сочинять стихи, загадки. Именно в такой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие способности.

       Сказки – любимый литературный жанр у детей. Предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, придумывать продолжение, пробовать сочинить свою сказку.( СЛАЙД)

      На уроках русского языка использую грамматические сказки. Фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. (СЛАЙД)     Дети составляют кроссворды, используя слова с изученной орфограммой.                                                                                     .    На уроках математики   предлагаю  задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем. Например, сочинить математическую сказку, составить задачу по сюжету сказки. (СЛАЙД)                                                      

       Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинение требует самостоятельности мышления, развития воображения. Наиболее благоприятным материалом для творческого сочинения является наблюдение за природой и окружающей жизнью. (СЛАЙД).экскурсия.  Дети пишут свои сочинения, используя собственные наблюдения, переживания. Для творческого развития предлагаю сочинения по заданному началу. Например, «Наступила осень. Как красив осенний лес!» Вот такие мини-сочинения написали дети.(СЛАЙД) «Зима. Холодно. Всё покрыто снегом…» (СЛАЙДЫ) дерево, птичка       А дальше дети включают свою фантазию.                                                                  

      Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окр. мира. Предлагаю творческие задания:

       изготовить книжки-малышки  (СЛАЙДЫ)

       создать проект на заданную тему (СЛАЙД)

       нарисовать, как ты представляешь себе природную зону (СЛАЙД) рисунок с моржами

       составить кроссворд (СЛАЙД) кроссворд

       приготовить сообщение

       нарисовать плакат

       

         На уроках технологии и изо также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей детей. (СЛАЙДЫ) урок труда, наши работы. Урок изо, наши рисунки.                       На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает свои таланты.

     Но не только уроки, спланированные творчески учителем, помогают развивать творческие способности младших школьников, но и внеурочная деятельность. С большим интересом и желанием ребята посещают кружок «Моя первая экология». Так, после проведённой беседы о зимующих птицах, ребята вместе с родителями изготовили кормушки (СЛАЙД) кормушки.  После уроков мы развесили кормушки в школьном дворе. (СЛАЙД) дети и кормушка. Дети каждый дети подкармливали птиц.(СЛАЙД) кормушка с птичкой. С большим желанием ребята посещают кружок «Юный художник» (СЛАЙД),рисуют Аммас Т. «Умелые ручки» (СЛАЙД),Д. Киричек «Кукольный театр». С каким интересом дети инсценируют сказки, перевоплощаясь в любимых героев, стараются голосом и жестами показать характер каждого героя.( СЛАЙД) Даша Вас-о            

        Немаловажную роль в развитии творческих способностей младших школьников играет библиотека. Дети – частые и постоянные её гости. (СЛАЙД) в библиотеке, с книгами. Ребята готовят беседы и выступают на уроках внеклассного чтения.

        Большую роль в развитии творческих способностей занимает участие детей в различных конкурсах, викторинах, играх. Ребята нашего класса принимали участие во многих конкурсах, занимали призовые места, получали сертификаты и благодарность за участие. (СЛАЙД) дети с дипломами, с поделками.

       Творческие способности у детей проявляются во время прогулок, экскурсий, походов. (СЛАЙДЫ) дети на экскурсии, в походе. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать интерес. Дети при этом оставляют себе яркие воспоминания. После экскурсий, походов дети рассказывают, пишут о своих наблюдениях, впечатлениях. Фантазии нет предела!

     Считаю, что задатки творческой силы существуют почти у всех, надо лишь создать для её проявления подходящие условия. (СЛАЙД) дети с солнышком поют.

      Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского:

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"

В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста....

Статья "Развитие творческих способностей младшего школьника"

Статья освещает вопрос о творческом развитии личности ученика...

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников как одна из важнейших целей современной начальной школы"

В статье рассмотрены некоторые факторы, необходимые для воспитания развитой личности....

Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД»

Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дат...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"...