Методически семинар
методическая разработка на тему
Положительные эмоции как эффективное средство формирования мотивации учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Методический семинар
«Положительные эмоции как эффективное средство формирования мотивации учебной деятельности »
Подготовила: учитель начальных классов
Лейнвебер Н.А.
Сущность выбранной темы семинара заключается в обеспечении рационального усвоения учащимися учебного материала с помощью методов и приёмов, создающих условия для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Ведь детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди.
Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет.
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на их опыте строится успех современного обучения.
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.
Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Используя драгоценный опыт великих педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.
Я считаю, что современный учитель должен брать истины из опыта этих великих педагогов. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
При создании ситуации успеха учитываю следующее:
- Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
- Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
- Нельзя требовать от ученика невозможного.
- Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость, успеха в умственном труде.
-Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня готовиться к уроку и проводить его ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций. При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности, обучающихся на уроке.
Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.
Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые; индивидуальные; работу в парах. Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
Активно внедряю в практику своей работы здоровье сберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является творчество.
Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Поэтому на некоторых уроках использую кукольный театр. Ведь в творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.
Использую театрализованные наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях (для наглядности использую куклы связанные крючком). Еще на первых занятиях я сразу заинтриговала детей. Куклы мы можем использовать как на уроках литературного чтения, так и математики, и на окружающем мире. Куклы вяжут сами дети. А ведь вязание крючком развивает мелкую моторику. Мелкая моторика играет огромную роль в развитии любого ребенка: руки – главные рабочие части тела человека: нервные импульсы, которые поступают от пальцев в головной мозг, способствуют его скорейшему созреванию; именно с мелкой моторикой связаны многие важные навыки человека: письмо, одевание одежды и шнуровка обуви, еда при помощи столовых приборов, многие ремесла; нервные окончания в коже правой кисти имеют непосредственную связь с зонами левого полушария головного мозга, отвечающими за письменную и устную речь, чтение. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. А ещё мы с учениками ставим кукольные спектакли для остальных учащихся начальных классов. Дети с нетерпением ждут этого урока, этого выступления. Сначала я показала им куклы. А после чего мы уже вспоминаем сказки и использую кукол рассказываем сказки своим одноклассникам. Я видела как горели ребячьи глаза, как им интересно и весело. И считаю, что многие после это раскрываются и не боятся отвечать на уроке. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Родители и дети заинтересованы в участии в различных школьных, классных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, принимают в них активное участие.
Постоянный контакт с родителями, доброжелательное отношение к детям и родителям, внимательное выслушивание различных проблем и нахождение путей их решения, внеклассные мероприятия, уроки, совместное проведение собраний, походы и поездки, экскурсии, игры, викторины, соревнования, проведение праздников – все это помогает мне найти общий язык с учениками и их родителями.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам
Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Мы - учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....