ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
учебно-методический материал по теме

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования очень остро встал   вопрос: «Что для нас важнее – физическое состояние обучающихся или обучение?» Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

здоровьесберегающие технологии в начальной школе МБОУ НОШ 94 г. Краснодар составитель Лихонина Е.В.

Слайд 2

А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля». здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Слайд 3

«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 4

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Слайд 5

Требования здоровьесбрегающих технологий 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.) 2. Обязательное проветривание классной комнаты. 3. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). 4. Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

Слайд 6

Требования здоровьесбрегающих технологий 5. Количество методов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. 6. Чередование их не позже чем через 10-15 минут. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 7. На уроке должна осуществляться смена динамических поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. 8. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Слайд 7

Требования здоровьесбрегающих технологий 9. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 10. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная пауза, небольшое стихотворение.

Слайд 8

Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Слайд 9

Виды физминуток Двигательно – речевые. Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Слайд 10

Виды физминуток Танцевально-ритмическая. Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.

Слайд 11

Виды физминуток Физкультурно-спортивная. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Слайд 12

Виды физминуток Подражательная Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например: любые буквы: буква «Л» Буквой Л расставили ноги Словно в танце – руки в боки Наклонимся влево, вправо Получается на славу

Слайд 13

Будте здоровы!



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования очень остро встал   вопрос: «Что для нас важнее – физическое состояние обучающихся или обучение?» Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля».

 Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Низкая рождаемость и детская смертность в общей численности населения ведет к старению общества. В условиях реально сложившейся ситуации более чем у 90 % детей при поступлении в школу выявляется та или иная степень психомоторной незрелости. По данным Минздравсоцразвития России, лишь 10 % школьников можно назвать здоровыми, 40 % учащихся имеют отклонения в нервно-психическом развитии, за последнее время число детей с хроническими заболеваниями возросло в полтора раза, 30 % юношей выпускных классов не годны к военной службе, 50 % школьников имеют ограничения в выборе профессии, обусловленные наличием тех или иных заболеваний.

 Я считаю, что основная задача школы не только дать необходимое образование, но и сохранить и укрепить здоровье обучающихся. И поэтому свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию на сегодняшний день несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, является одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов. Это обозначило проблему - сформировать здоровьесберегающее пространство.

В последние годы были разработаны «здоровьесберегающие технологии», цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!» В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». «Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов: соматическое, физическое, психическое и нравственное. Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Отсюда следует, что задачу обеспечения здоровья молодого поколения следует решать образовательными (педагогическими) средствами. Концепция в решении проблемы здоровья школьников базируется на образовательных ресурсах школы. Опираясь на системный подход к обучению и воспитанию, мы должны создавать здоровьесозидающую среду в школе. В такой среде за счет образовательных ресурсов реализуется внутренняя программа индивидуального развития каждого ребенка, которая в нем заложена от природы, укрепляется психика детей, формируется уверенность в собственных силах, и, следовательно, обеспечивается лучшая регуляция их образовательной деятельности. В такой среде создаются предпосылки для  позитивного отношения к школе детей  и соблюдения ими общепринятых норм поведения. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья. Отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель. Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. Только тогда можно сказать, что учебно-воспитательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой выбранной педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся. Считаю, что каждый преподаватель должен овладеть методикой здоровьесберегающей технологии. При построении уроков должны учитываться такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.)

2. Обязательное проветривание классной комнаты.  

3. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).

4.  Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.  

5. Количество методов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.

6.  Чередование их не позже чем через 10-15 минут.  На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.  

7. На уроке должна осуществляться смена динамических поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

8.  Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

9.  В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

10.  Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

11.  Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная пауза, небольшое стихотворение. 

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей людей в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то последствия не заставят себя долго ждать. Если же мы напротив  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Эффективность  применения здоровьесберегающих технологий зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Важно правильно организовать работу класса:

1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.

2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.

3. Использовать на уроках физминутки, упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока.

В заключение приведу слова Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Исходя из выше сказанного предлагаю:

  1. Проводить ежедневную зарядку перед началом уроков в 1-й и 2-ой сменах в течение 5 – 7 минут с использованием ИКТ, музыкального сопровождения, и т.д (по усмотрению учителя).

  1. Применять и использовать на уроках, во время внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях здоровьесберегающие технологии по вышеуказанным  требованиям.

3.         Включить в тематику родительских собраний в 2014 -2015 учебном году   тематическое родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии для младших школьников в МБОУ НОШ 94», дабы родители знали, что в школе их детей не только учат, воспитывают, но и заботятся об их здоровье

 Список используемой литературы 1. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя / Ю. П. Азаров. - М.: Просвещение, 1992. – 136 с. 2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. 3. В.А. Сухомлинский. «О воспитании» / В.А. Сухомлинский. – Москва. – 1973. – 272 с. 4. Лихачёва Т. Г. Развивайте творчество / Т. Г. Лихачёва. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с. 5. Шопенгауэр Артур. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – Изд-во: Азбука. – 2012. – 256 с. 6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. – 176 с. 7.  Шеремет Н.В. Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...