Структура уроков по ФГОС
материал на тему
Предварительный просмотр:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- · В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- · Осуществляется практический, деятельностный подход.
- · Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- · Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Основные типы уроков в школе по ФГОС
- Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Цели:
- Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
- Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- · Мотивационный этап.
- · Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- · Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- · Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- · Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- · Первичное закрепление нового знания.
- · Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- · Включение в систему знаний и умений.
- · Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
- Цели:
- Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
- Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- · Мотивационный этап.
- · Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- · Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- · Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- · Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- · Обобщение выявленных затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- · Включение в систему знаний и умений.
- · Осуществление рефлексии.
- В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Цели:
- Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
- Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- · Самоопределение.
- · Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- · Постановка учебной задачи, целей урока.
- · Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- · Реализация выбранного проекта.
- · Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- · Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
- Цели:
- Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
- Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- · Мотивационный этап.
- · Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- · Фиксирование локальных затруднений.
- · Создание плана по решению проблемы.
- · Реализация на практике выбранного плана.
- · Обобщение видов затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- · Решение задач творческого уровня.
- · Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№. | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Достижение целей начального образования, которые зафиксированы в новом образовательном стандарте требуют от педагога пересмотра подходов к организации образовательной деятельности учащихся. В связи с этим возникают проблемы в конструировании уроков. Изменились цели начального образования, и это не может не отразиться на особенностях современного урока. Требования стандарта ориентируют на развитие личности . Что же значит развитие личности. Развитие –это сформированное умение ребёнка знания ( что делать?) добывать, сформированное умения знания (что делать ?) применять, умение ребёнка (что делать?) использовать приобретённый опыт и уметь ещё оценить знания своего незнания. Эти позиции и определяют особенности современного урока. Давайте посмотрим , какие трудности возникают у нас педагогов в процессе организации современного урока в начальной школе. Острая проблема стоит в конструировании современного урока и какие обязательные структурные элементы необходимо предусмотреть .Этот вопрос действительно стоит остро. Сконструировать современный урок не всегда удаётся на деятельностной основе, так как в основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный подход в результате чего мы формируем УУД.УДД ученика освоенных на базе предметного содержания, применяемых в образовательном процессе, так же приемлемы в обычной жизни. Знания нам нужны не как мёртвый груз в нашей памяти, а как живой инструмент для решения жизненных задач. Урок заканчивается, но жизнь продолжается. Важно, чтобы ребёнок, вышедший из стен школы, мог применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Приобретение знаний сегодня не становятся самоцелью, а направленно на формирование УДД .Это неотъемлемая часть нового стандарта.
Соответственно это отражается на проведение современного урока. Современный урок , конечно, сегодня меняется. Перед вами новая классификация типов уроков в соответствии с его приоритетной целью по Виноградовой Н.Ф. Типы уроков всего пять: сенсорный, поисково-исследовательский, репродуктивный, объяснительный, творческий
В чистом виде эти типы уроков встречаются очень редко. Очень сложно один урок отнести чисто к репродуктивному. К стати репродуктивный тип урока не должен доминировать. Школа уходит от зубрёжки, от натаскивания. Столкнувшись с нестандартной задачей, ребёнок не справляется. Современное образование ориентирует на организацию поисково-исследовательской деятельности и проблемного обучения. Когда ребёнок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы, эти знания становятся его достоянием и уже нет необходимости зазубривать и заучивать учебный материал. Ребёнок может воспользоваться добытыми знаниями. Поэтому сегодня предполагаемая классификация должна быть в центре внимания
Образовательные структурные элементы урока
Смотрите, это
*Предъявление мотива
*Постановка цели(проблемы)
*Совместная деятельность
*Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка)
Предъявление мотива. В основе любого вида деятельности лежит мотивация, т.е. ребёнок должен понимать, зачем я это должен делать, с какой целью, проявить интерес к этой деятельности. Поэтому, начинаем урок сходу, сразу погружаем ребёнка в решение главной проблемы урока. Например, учитель начинает урок с чтения какого-нибудь стихотворения, с загадки, это может быть какой-то рассказ, это может быть необычная фантастическая история, о том, что могло произойти в жизни и в результате этого дети формулируют проблему, над которой будут работать, то есть , сегодня, важен начало урока, важен и конец урока. Как говорят психологи, человек запоминает то, что сказано в начале и в конце урока. Поэтому первые минуты урока они очень важны. Погружайте в проблему урока сразу, не тратьте время на какие-либо дисциплинарные взыскания. С помощью проблемных вопросов, с помощью проблемных ситуаций дети формулируют тему урока. Сделать ребёнка субъектом это первостепенная задача учителя.
Следующий этап урока- это совместная деятельность. Это равноправные партнерские взаимоотношения, учитель выступает в роли равноправного партнёра, но не навязывает своего мнения. Мнение учителя рассматривается как одна из возможных точек зрения. В результате этой совместной деятельности организуется учебный диалог. Что же значит учебный диалог?
Слайд
Раньше мы писали конспект урока. Писали вопрос, а рядом предполагаемый ответ). Если дети отвечали неправильно, эти неправильные ответы детей нам сильно мешали . Шла вопросно-ответная работа. Посмотрите, как меняется структура диалога при развивающем обучении. При развивающем обучении мы формулируем один вопрос проблемного характера. Выслушиваем мнения каждого ребёнка Каждый ребёнок имеет право высказать свою точку зрения При таком подходе характерны как верные ответы, так и неверные в том числе. И мы ни мимикой , ни жестом не должны показать, что нам этот ответ не нравится. Мы благодарим ребёнка за то, что он высказал своё мнение, высказал свою точку зрения. Идёт так называемый учебный диалог. Идёт так называемый учебный диалог.
Можно ли накануне спроектировать такой учебный диалог? И в этом как раз и заключается вся сложность в подготовке современного урока. Сегодня мы не пишем конспект урока, а проектируем его,,, т.е . предполагаем возможные варианты сюжетов. Может произойти такая ситуация, которую мы и не могли предположить. Это особенность современного урока. Ребёнок не должен чувствовать себя дискомфортно, если даже он предположил неверную точку зрения
Следующим структурным элементом урока является рефлексия. На этом этапе мы организуем контроль, оценку и самоконтроль. На этом этапе происходит фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности. В конце урока нужно обязательно вернуться к первому этапу. Итак, ребята, над какой проблемой мы сегодня работали, что из того , что мы наметили в начале урока мы реализовали. А может так произойти, что не все цели, задачи, которые были поставлены, были реализованы. Сегодня урок может носить незаконченный характер. По мнению , известного психолога Подьякова «Чем длиннее мыслительный процесс, тем больше возможностей мы закладываем для развития личности ребёнка в целом» Соответственно, ребёнок уходит с урока с нерешённой проблемой. Ему этот вопрос , эта проблема не даёт покоя. Он приходит домой, может обратиться к родителям, у них может завязаться какая-то беседа со сверстниками, может обратиться к какой-нибудь дополнительной литературе и уже на следующий день, когда дети возвращаются к нам в класс, мы вновь начинаем образовательный процесс с того вопроса, с той проблемы, которая осталась нерешена. Мы как бы перебросили мостик к следующему уроку. Нерешённая проблема может выступать и в качестве домашнего задания. Используйте этот приём. Он интересен на самом деле.
Итак , этап рефлексии должен быть в обязательном порядке. Этап рефлексии работает на формирование следующих УДД; личностных регулятивных. Когда ребёнок сам смотрит, над чем ему работать, планирует свою дальнейшую деятельность, работу. И это очень важно. Что делать, если время поджимает, а мы не успели выполнить какие-то этапы. Мы что-то пропускаем на предыдущем этапе урока и переходим к этапу рефлексии в обязательном порядке, когда дети себя должны оценить и подвести как бы черту, над чем надо ещё поработать.
Способы организации этапа рефлексии: различные сигналы, условные обозначения, смайлики, эмоциональная рефлексия . Рефлексия должна быть после каждого урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная структура уроков по ФГОС
этапы уроков по ФГОС...
Структура урока по ФГОС
Структура урока по ФГОС...
Примерная структура урока по ФГОС.
В работе представлены примерные структуры разных типов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Димаю, что данный материал будет полезен учителям при подготовке к уроку....
ДОКЛАД на тему: «Структура урока по ФГОС. Этап V: «Первичное закрепление» (с проговариванием во внешней речи)
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена нов...
Структура урока по ФГОС
Презентация для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В презентации представлены структуры уроков....
Структура урока по ФГОС
Примерная структура урока по ФГОС...
Примерная структура уроков по ФГОС НОО
Материал содержит примерную структуру самых распространённых типов урока...