Система оценки результатов ФГОС в ОС «Школа 2100»
презентация к уроку по теме

Борисова Светлана Викторовна

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tekhnologii_otsenochnoy_deyatelnosti.pptx75.39 КБ
Файл statya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Контрольно-оценочная деятельность школьников как основа формирования учебной самостоятельности»

Слайд 2

Задачи: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, то есть насколько обучение соответствует современным целям образования; -развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; -мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Слайд 3

Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Минимально необходимый набор: Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. Кто оценивает? Ученик и учитель определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку. Когда оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. Где фиксировать результаты? Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований.

Слайд 4

Оценка Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «хорошо», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие, а особенно успешное- удачную мысль, верный ответ на вопрос и т.д. Отметка Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, применение умения использования знаний. 1-е правило: Различение оценки и отметки

Слайд 5

2-е правило: Самооценка Если оценивание проводится сразу , после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге. Если оценивание проводится после письменного задания учителю(проверочная работа), то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку в диалоге с учителем.

Слайд 6

Алгоритм самооценки Что нужно было сделать в этой задаче? Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью( кто помогал, в чем)? Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Каков был уровень задачи- задания? Определи свой уровень успешности. Поставь себе отметку по уровню успешности.

Слайд 7

3-е правило: Одна задача - одна отметка За каждую учебную задачу (задание), показывающую овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка

Слайд 8

4-е правило: Таблица требований Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них выбирается т, без которого конечный результат (решение) было бы невозможно получить.

Слайд 9

Уровни задач-заданий Необходимый уровень -решение типовой задачи с использованием отработанных умений. Программный уровень. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, получаемые только сейчас знания, либо прежние знания и умения в новой ситуации. Максимальный уровень. Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний, либо новых самостоятельно приобретенных умений



Предварительный просмотр:

Система оценки результатов ФГОС в ОС «Школа 2100»  

 

Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались этими вопросами ещё шесть лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Поэтому далее я излагаю нашу систему оценивания с опорой на данную технологию. Я даю краткое описание правил.

 

 Краткое описание системы оценки результатов ФГОС

 в ОС «Школа 2100»

Этот текст позволяет составить общее представление о системе оценки, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы.

1-е правило.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) - это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

   На уроке ученик сам оценивает свой

результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

  за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  показатели метапредметных результатов;

  показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). (Приложение1)

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие - по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

  либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого  уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕ обязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

 

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов,

требуемых ФГОС, в ОС «Школа 2100»

Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед.

 

1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы ситемы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

  учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

  ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», изд. «Баласс»).

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1.      Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.      Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3.      Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.      Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

 

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3-е правило (Одна задача – одна оценка)  используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») - используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.

Отметки в таблицы результатов выставляются:

  в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

  в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

6-е правило (Уровни успешности) - используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

7-е правило (Итоговые оценки) -используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, ведение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2-3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Заполнение предметных таблиц результатов добавляет около 5 минут к обычному времени проверки каждой контрольной работы. С учётом всех контрольных по всем предметам за четверть это означает около 30 минут дополнительной работы.

Метапредметные диагностические работы (проводятся 1-2 раза в год) потребуют от учителя:

  выделить около 2-3 часов учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем,

  около 2-3 часов на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществлять полуавтоматически, значительно экономя время).

Помощь в пополнении «Портфеля достижений» может отнимать у учителя в среднем ещё около 1 часа в четверть на всех учеников класса.

Итого дополнительные временные затраты учителя составят около 9 дополнительных часов работы в год.

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.

 

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») -используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.

5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) -новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор -получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6-е правило (Уровни успешности) - используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7-е правило (Итоговые оценки) -используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

Таким образом, при использовании полного набора правил оценивания:

учителю необходимо будет документально оформить их использование решением педсовета образовательного учреждения, так как изменится порядок заполнения официального журнала - большинство текущих отметок будет выставляться в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников,

учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).

Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни неуспеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.

 

Литература.

1.      Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений – (учебных успехов) Д.Д. Данилов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

система оценки результатов по ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ сокращённое название образовательного учреждения разработана система оц...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...

Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО

Основные концептуальные подходы к системе оценки....

Система оценки результатов.

Система оценки результатов....

Система оценки результатов внеурочной деятельности

Об основных принципах организации и проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности ОУ....