Статья "Использование элементов проблемного обучения"
статья на тему

Василенко Виктория Юрьевна

        Для развития у младшего школьника творческого мышления, нужно, чтобы он ощутил удивление и любопытство, и  через преодоление «трудностей» (проблем) ребенок может войти в мир творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_probl.ob_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики

                                     

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

                                                                                                                                   А.   Дистервег

 Василенко В.Ю. -учитель начальных классов МОУ СОШ №39 г. Краснодара

        Для развития у младшего школьника творческого мышления, нужно, чтобы он ощутил удивление и любопытство, и  через преодоление «трудностей» (проблем) ребенок может войти в мир творчества.

        Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути получения этих результатов; также формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

       Проблемное обучение - «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

      Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

      Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух видов:

  • в которых спрашивается о признаке при помощи местоимений какой, который, чей и при помощи неопределенно - количественного числительного сколько;
  • предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном обстоятельстве при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда.

Выделяют четыре уровня проблемного обучения:

  • уровень несамостоятельной активности;
  • уровень полу самостоятельной активности;
  • уровень самостоятельной активности;
  • уровень творческой активности.

       К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести  большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков и др.

      Создавая проблемную ситуацию, учитель должен помнить, что, если задание сформулировать без учета знаний учащихся, их возрастных особенностей, это обязательно приведет к потере мотивации учения. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую развивающуюся деятельность для учащихся на уроке, чтобы потенциал не остался не востребованным.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.
  2. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. - 2005. - №2.
  3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Использование элементов проблемного обучения в начальной школе. Мастер-класс.

Одним  из  видов  обучения, способствующего  развитию  ребенка, является  проблемное  обучение. Проблемное  обучение – это  ориентация учебного  проце...

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В І КЛАССЕ

В статье обоснована возможность и представлен опыт использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка в 1 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...