Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
статья на тему

Левицкая Елена Анатольевна

Система оценки – это сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности учащихся, как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку деятельности системы образования в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки – это сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности учащихся, как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку деятельности системы образования в целом. Построение системы оценки на современном этапе обновления образования должно определять три основные цели:

  1. Оценка результатов деятельности систем образования.
  2. Оценка результатов деятельности образовательных учреждений (Цель: информация о качестве предоставляемых услуг и эффективности деятельности ОУ и педагогических работников).
  3. Оценка образовательных достижений учащихся (Цель: итоговая оценка подготовки обучающегося на ступени НО).

В нашей стране опубликовано большое количество работ, качающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных  вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы (Богданов И. Психология и педагогика).

Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стретикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний; раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний; индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса; сформулированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий.

Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешности усвоения знаний, для чего разрабатываются новые для педагогики количественные методы. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителем интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности ее проведения.

Нельзя оставить без внимания роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знания. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний.

Другое направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательной функции оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак и др.).

В 60-е – 70-е гг. в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения, появились новые аспекты в изучении проблемы.

В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев.

В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и компьютеров (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, А.Н. Малибог, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Н.М. Шахмаев).

Основными компонентами системы оценки являются контроль и оценка. В нынешней теории обучения еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», « контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных.

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получения педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки, наиболее часто – в ее формализованном виде – в виде отметки.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Нередко в психологической и, особенно, педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако, разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Отметка (балл) – результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. В отличие от формального – в виде балла – характера отметки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих  для ученика смысл проставленной затем «свернутой» оценке – отметке. Оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Оценка должна быть адекватной, справедливой и объективной.

Типичные субъективные тенденции и ошибки оценивания:

 - ошибки великодушия (завышение оценки);

- ошибки ореола (педагог оценивает положительно школьников, к которым относится положительно);

- ошибки центральной тенденции (не ставить двоек и пятерок);

- ошибки контраста (знания, качества личности и поведение учащихся оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога);

- ошибка близости (педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку);

- «логические» ошибки (за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляются разные оценки).

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение:

  1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.
  2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.
  3. Повторная проверка (так же как и текущая) должна быть тематической.
  4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса.
  5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

И.П. Подласый выделяет следующие методы контроля:

– наблюдение за работой учеников;

– устный индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– групповой опрос;

– письменный контроль;

– комбинированный опрос (уплотненный);

– тестовый контроль;

– программированный контроль;

– практический контроль;

– самоконтроль.

Всякая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваниемого объекта. Оценка связана с измерением каких -  то параметров. К сегодняшнему дню, по мнению В.В. Гузеева, разработано несколько методов измерения: шкалирование, метод экспертных оценок, тестирование, контент анализ.

В школьной практике применяется шкала оценок. Различают несколько видов оценочных шкал.

                                                   

       Оценочная шкала

                                     

                       количественная                                           порядковая

   

абсолютная                   относительная               ранговая             дескриптивная                

                                                                                     

                                                           рейтинг                          описательная

Количественные шкалы предназначены для представления оценки числом. К ним относится известная система школьных отметок. Количественная шкала включает абсолютную и относительную шкалы. Абсолютная шкала предполагает абстрактную точку отсчета. Усилия ребенка при этом не учитываются. Наши цифровые отметки и есть абстрактные нормативные оценки. Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Относительная оценочная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие. Она снабжена своим измерительным инструментом – шкалой приращений. Использование абсолютных шкал целесообразно для контроля итоговых результатов некоторого учебного периода. Подвергать оценке баллом то, что еще находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически не оправдано. Для контроля внутри процесса более подходящей выступает относительная шкала. Ученик будет оцениваться по степени продвижения в умениях. Количественные шкалы отвечают на вопрос «сколько?», «на сколько?».

Применение порядковых шкал связано с объектом оценивания. Объект оценки связывается с подобными объектами. Сравнение в этом случае производится экспертным путем. Экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании множества по какому-либо набору признаков или критериев. Порядковые шкалы отвечают на вопрос «который?». Примером использования порядковой шкалы является ранговая шкала. Каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая шкала. Рейтинг получается путем опроса экспертов, или путем набора очков и баллов за различные виды работ.

В конце учебной темы очки и баллы суммируются, формируется рейтинг каждого. Недостаток рейтинговой системы – в размытости и неадекватности критериев оценки.

Другой вид порядковых шкал – дескриптивные (описательные). Она характеризуется тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дескриптивная шкала – это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Типичная дескриптивная оценка – это некоторая характеристика, описание достижений и усилий ученика. К дескриптивным шкалам относится и способ оценки – портфолио. 

Порядковые шкалы очень информативны, но не очень объективны и требуют большой затраты времени.

При выборе шкал принципиальное значение имеет возраст обучающихся, их уровень психофизического развития, уровень образования.

В начальной школе уместнее использовать чисто логические, описательные оценки, а также суждения – прогнозы о способностях детей, формируемые в виде рекомендаций. Прогноз при этом должен быть благоприятный и осторожный, ведь ребенок находится только вначале большого пути, он только начинает учиться.

Ш. Амонашвили применял комбинацию двух дескриптивных шкал – языковой и аналоговой. Родители получали пакет с лучшими работами их детей (аналоговая шкала) и вложенную в него оценку – характеристику, написанную учителем (знаковая шкала).

Современному учителю важно уметь применять в своей деятельности разные шкалы. Для оценки конечного результата – одну шкалу, для оценки процесса – другую. Успешное применение различных шкал возможно лишь грамотного определения критериев учебных достижений школьников. Шкалы должны быть критериально-ориентированными.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Возникает необходимость формирования системы оценки, которая позволит оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты, и наблюдать динамику личностного развития ребенка.

Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Как планируется проводить итоговую оценку? Из чего она складывается? Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень? Сохраняется ли без изменения 5-балльная шкала отметок?

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки  должна строиться на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку.

Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценке учащихся; в решении педсовета в школе о переводе ученика в следующий класса или на следующую ступень обучения.

Внутренняя оценка должна выполнять две основные функции:

- информировать  учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах, учителей – об эффективности их педагогической деятельности;

- обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.

Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внешняя оценка может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:

- государственная итоговая аттестация выпускников;

- аттестация работников образования;

- аккредитация образовательных учреждений;

- мониторинговые исследования качества образования.

При формировании новой системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования возникает вопрос: «Что нужно изменить в существующей системе оценивания?». Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.

Необходимость обновления существующей системы пятибалльного оценивания результатов учебной деятельности сегодня мало у кого вызывает сомнение: понимание важности решения этой проблемы обозначено и в государственных документах, и в образовательных стандартах нового поколения, и в сознании учительства и общества в целом.

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания: менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а школьное оценивание оставалось без изменений. Более того, с определенного момента оно стало фактором, тормозящим развитие системы образования.

Среди недостатков пятибалльного (а в практике школьной жизни трехбалльного) оценивания необходимо отметить следующее:

- ученик крайне ограничен в возможностях увидеть динамику собственного развития. Если ученик делал в диктанте 10 ошибок, он получал «2», и если он улучшал свой результат в 2 раза, т.е. делал всего 5 ошибок, он все равно получал «2». В такой ситуации невозможно даже поддерживать мотивацию учения, не говоря уже о том, чтобы ее повышать;

- отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией наставника. Образ учителя в сознании общества в целом и каждого ученика в частности слился с образом контролера. Это никак не поднимает авторитета учителя и не способствует мотивации учения;

- отношения «родитель-ребенок» и «учитель-родитель» тоже не вызывают положительных эмоций: при пятибалльном оценивании очень сложно говорить об объективности, а ведь именно этого ждут непрофессиональные участники образовательного процесса от профессионалов;

- ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать сам себя, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно будет делать изо дня в день. Как следствие этого, отсутствие у многих детей адекватной самооценки.

Одним из новых подходов к оцениванию является безотметочное обучение.

При моделировании системы оценивания, учитель должен четко представлять:

- что оценивать (т.е. что именно подлежит оценивании, а что оценивать не следует);

- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

- каким образом оценивать (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «зайчиков», «звездочек», «черепашек». При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом для обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различными и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.

Таким образом, система оценки достижения результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС должна строиться на критериальной основе. Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. Дети с 1 класса приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Когда критерии сформулированы и зафиксированы на бумаге, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания. Большое значение для становления рефлексии у младших школьников имеет коллективный характер обсуждения соответствия работы указанным критериям. При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Самооценивание начинается с того, что ребенок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания учащегося в школе не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Критерии и способы оценивания в традиционной системе дети получают от взрослых. А ведь известно, что если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя он не сможет.

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах);

- субъектные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки;

- оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;

- интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

- самоанализ и самооценка обучающихся.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов); уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; использование  стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)

В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Методы оценивания

С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовые сигналы и др.

Еще одним рекомендуемым методом оценивания, близким к наблюдению, является оценивание процесса выполнения, которое представляет собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности. Оценивание процесса выполнения – достаточно трудоемкий метод, который ведется с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы, исследовательских навыков и т.п. В отличие от наблюдения, являющегося субъективным методом, основанном на экспертной оценке, этот метод более объективизирован.

Метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе, представляет собой ситуативную, однонаправленную оценочную деятельность. Обычно он проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.

Довольно распространен и достаточно надежен метод оценивания, который можно условно назвать как открытый ответ. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов, однако иногда может быть использован и для интегральной оценки.

Инструменты оценивания

  1. Словесная (устная) оценка учителя. Она должна быть связана с поощрением достижения определенных результатов. В словесном оценивании необходимо сравнить настоящие достижения ребенка с теми, которые были у него вчера. Важно, чтобы поощрение было связано с затраченными усилиями школьника.
  2. Письменная характеристика представляет собой описание результатов достижений учащихся за определенный период. В ней учитель описывает успехи учащегося, дает необходимые рекомендации.
  3. «Волшебные линеечки»

Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном широко используется в психологической диагностике). С помощью «линеечки» можно измерить все, что угодно. Например, первоклассники составили звуковые модели слов танк, юла. Оценить выполнение своей работы учащиеся могут по следующим критериям: обозначению звуков, характеристике согласных звуков, обозначению звуков соответствующими буквами. Нарисовав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы и подписывает ее. Дети рисуют такие же шкалы у себя в тетради. Далее начинается работа по каждому из выбранных критериев. «Всего нужно было обозначить 8 звуков вот таким образом (показывает на образце). Тот, кто по-другому обозначил все звуки, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто правильно обозначил 4 звука, поставит свой крестик посередине. Тот, кто правильно обозначил все звуки, поставит свой крестик в самом верху». Аналогично ведется работа по остальным критериям. Для того чтобы этот прием не стал формальным, на линеечке после детской должна обязательно появиться учительская оценка. После этого происходит соотнесение этих оценок.

   

       З       С        Б      

  1. Значки «+», «?», «-»

«+» - все выполнил (выполню) правильно

«?» - есть сомнения в правильном выполнении

«-» - считаю, что выполнил (выполню) неверно

  1. «Зачтено-незачтено»

«Зачтено» фиксирует только тот необходимый уровень достижений, который допускает дальнейшее продвижение в учебном материале всех учащихся класса. Данная оценка используется на этапах рубежного контроля

критерии

пример заданий

оценка

итоговая оценка

  1. Баллы

Оценка в баллах вводится не сразу. Она не привязывается к традиционным отметкам. «Плюсы» могут быть заменена баллами. После того, как дети привыкнуть к оценке заданий в баллах, можно предложить оценивать контрольные и проверочные работы в баллах. Итог работы фиксируется дробью. Например, 27/30. Первое число означает набранное количество баллов, второе – максимально возможное. Баллы могут быть переведены в проценты для отслеживания динамики продвижения учащихся (в сравнении с самим собой) в течение учебного года, полугодия, четверти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...