Работа с одарёнными детьми в начальной школе.
статья на тему

Диденко Екатерина Владимировна

"В  душе  каждого  ребенка  есть  невидимые  струны. Если  тронуть  их  умелой  рукой,  они  красиво  зазвучат.( В. А. Сухомлинский).  Желаю  всем  нам,  взрослым,  стать  для  наших  детей  этой  умелой  рукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaren._detmi_v_nach._shk._statya.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Одаренность человека – это маленький росточек,                                                едва проклюнувшийся из земли и                                                                      требующий к себе огромного внимания.                                                   Необходимо холить и лелеять,                                                                       ухаживать за ним, сделать всё,                                                                            чтобы он вырос и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский

        Современному обществу нужны одаренные люди. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
       В рамках новых ФГОС перед педагогами поставлена задача: рассмотреть и развить способности каждого ребёнка. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от школы, и от семьи.

      Жажда открытия, стремление узнать больше, чем предлагает школьный учебник рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым  хочется узнать больше, чем на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним словом выявить одарённых детей.

Портрет одарённого ребёнка:

1.Проявляет любопытство ко многим вещам.

2.Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы.

3.Энергично отстаивает своё мнение.

4.Обладает богатой фантазией, воображением.

5.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

6. Не приспособленец, не боится отличаться от других.

7. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов

 

Анкета одаренности по А.И.Савенкову

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:

- изобразительно-художественной одаренности;

- музыкальной одаренности;

- творческой  одаренности;

-технической одаренности;

-лидерской одаренности;

-спортивной одаренности;

-интеллектуальной одаренности.

Дается  70  вопросов,  по  10  вопросов  на  каждую  сферу.

То, в какой сфере  будет большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у данного ребёнка.

Оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками.

Далее представлена «Карта интересов для младших школьников».  Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» решать логические задачи  или   читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;  петь, музицировать;  и т.д.

Учащиеся оценивают степень своей увлеченности той или иной деятельностью самостоятельно и помечают если не нравится ставят знак «-»; если нравится - «+»; если очень нравится, ставьте «++».  

Данный тип диагностики может быть организован по принципам социометрии, когда учащимся предлагается указать, к кому из одноклассников они обратились бы при возникновении затруднений по:

- литературе;

- русскому языку;

- математике, физике, химии;

- и т.д.

Либо с помощью задания типа: Представьте, что нашу планету посетили инопланетяне. Напишите имена учащихся, которые могли бы рассказать пришельцам о литературе, о математике, об искусстве, о новинках техники и т.д. или научил бы их двигаться и играть в спортивные игры.

     В классе выявились следующие категории одаренных детей:
1. Дети с высокими интеллектуальными способностями.

    Они  проявляются в способности быстро и оригинально анализировать проблемы, решать нестандартные сложные задачи, делать самостоятельные выводы (умозаключения). То, что обычные дети понимают с трудом, для интеллектуалов – решить эту задачу не составляет проблемы.

2. Дети с высокими физическими данными.

    Спортивная одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно - одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении этот  ребенок  также  успешен.

3.Дети с высокими лидерскими (социальными) способностями.

   Лидерскую  одарённость легко выявить. Такие дети хорошо организованы сами, также они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников. С ними советуются, считаются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция.

     Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

     Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

     Основным средством развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. Ведь способным детям необходим широкий охват материала, они быстро утрачивают интерес к однообразным занятиям. Работать с такими учениками трудно, но интересно; на уроке они требуют особого подхода. На уроках систематически используем работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то учителя. Такая форма работы позволяет проявиться одарённым детям .

    Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества. Всё же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся класса ведёт читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Многие ученики сочиняют свои стихи и сказки. Произведения ребят были  собраны в  детском  журнале  собственного  издания «Самый «классный» журнал».

     На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

       Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. На протяжении двух лет мною ведётся работа в данном направлении За основу своей работы я использую «Методику исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова.   В  данный  момент  мы  на занятиях внеурочной  деятельности  пользуемся  тетрадями  «Развитие  логического  мышления»  и  «Развитие  познавательных  способностей»  этого  автора.  В  дальнейшем в  3  классе  планируем  работать  по  тетрадям «Я – исследователь» . «Это необычная тетрадь, она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно», - такими словами автор методики обращается к детям. Эта  тетрадь поэтапно учит становиться исследователями, учиться  выбирать тему исследования, ставить  цели и задачи, выдвигать гипотезы, заниматься подбором материалов, создавать презентацию. В  2014 году  мой  ученик  участвовал в  конкурсе  научно – исследовательских  проектов  «Я – исследователь» , занял  1   место.  В апреле  2015  году  3   учащиеся совместно  с   родителями  принимали  участие  в  муниципальном  конкурсе  семейных  экологических  проектов,  а затем  представили  свои  разработки  на  школьной  научной  конференции.

     Для развития интеллектуальных способностей детей класса ведутся факультативные занятия по математике «Занимательная  математика», по русскому языку «В мире слов». На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаются условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения. Дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.    Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,»,  по истории «Золотое Руно»  ( 2015 г.  победитель  на российском  уровне),  конкурс по естествознанию «Человек и природа» (1  победитель  и  4  призера  в  рамках  образовательного  учреждения).

     На  протяжении  2  лет  учащиеся  принимают  активное  участие  в  дистанционных  блиц – турнирах, олимпиадах  и  викторинах на  сайте   

farosta.ru :  Всероссийский  блиц-турнир  «Всезнайки» - 24 чел. ( 3 побед.), «Крестики – нолики» - 22 чел. (2 побед.), олимпиада «Первоклашки  в  стране  знаний», «Второклашки  в  стране  знаний» (2, 3 побед.),  Межпредметный  блиц – турнир  «Разнобой» - 14 чел. (1 побед.)  сайт  «Фактор  Роста».

     В  начале  этого  учебного  года  мои  учащиеся  приняли  участие  в 1 этапе Эрудит – Марафоне, который  состоит  из  3  этапов : Эму Эрудит, Эму Специалист, Эму  Квест.  Результат  1-го  состязания – 2  победителя  в  рамках  учебного  заведения.  В  ближайших  планах  попробовать  свои  силы  в  проектах  «Новый  урок».

В  заключении  хочу  сказать, что для меня главное, чтобы ребенок, расставаясь со мной, желал встретиться вновь, уходил  со  своей  пусть  маленькой, но победой . Один решил трудную задачку, а раньше не получалось; другой  придумал фантастический рассказ, сочинил сказку. Его посетило творческое озарение. Радуюсь каждой , даже маленькой победе каждого ученика. Очень важно, чтобы ребенок считал себя умным, талантливым и верил в свои силы, в то, что его ожидает трудное, но, несомненно, перспективное будущее. Ведь «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А.Сухомлинский,).  Желаю всем нам, взрослым, стать для наших детей этой умелой рукой.