Мастер-класс "Системно-деятельностный подход"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
(СЛАЙД 1) Главным отличительным фактором новых стандартов является деятельностный подход в обучении, где главной задачей является научить ребёнка учиться. Поэтому на первом месте стоят универсальные учебные действия, которые отрабатываются через учебный материал.
Второе главное отличие - внеурочная деятельность – это деятельность обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирование различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Работа ведётся по пяти направлениям (СЛАЙД 2) и к каждому направлению разработаны программы.
- Это научно – познавательное которое представлено курсами :мир геометрии, я исследователь, экономика и мы. ( СЛАЙД 3,4,5)
- Духовно – нравственное представлено курсом Я гражданин России (СЛАЙД 6)
- Художественно – эстетическое представлено серией книг художественное творчество: станем волшебниками. (СЛАЙД 7)
- Социальное: путь к успеху. ( СЛАЙД 8)
- Спортивно – оздоровительное –растем здоровыми и сильными. (СЛАЙД 9)
Все программы имеют учебно – методическое обеспечение, которое состоит из учебных пособий для детей и методических рекомендаций для педагогов.
Реализация программ внеурочной работы предполагает разнообразие источников и форм совместной деятельности детей и взрослых. Источниками становятся произведения искусства; культура и фольклор народов России; история, традиции и современная жизнь Родины, родного края, семьи; жизненный опыт родителей; периодическая литература, радио – и телепередачи.
Возможные формы – экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Сегодня Вашему вниманию предлагаю фрагмент занятия по курсу «Мир геометрии», который направлен на систематизацию геометрических понятий, он развивает внимание, память, логическое мышление, создаёт условия для общего развития школьников. Интересные и увлекательные упражнения пробуждают творческий потенциал, позволяет ученику увидеть «жизнь» геометрических фигур в окружающей действительности.
У Вас на руках находятся экспертные листы, в ходе занятия Вы должны их заполнить и этот материал Вы используете на круглом столе.
Занятие
Цель: расширение и углубление геометрических представлений учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «центр окружности (круга);
Задачи:
Предметные
- создать условия для обобщения и уточнения знаний об изученных понятиях: «окружность», «круг», «центр окружности (круга)» через сопоставление окружности, круга, выявление их сходств и различий;
- продолжать работу по совершенствованию навыков построения окружности;
Личностные универсальные учебные действия
- продолжать работу над формированием учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать умения адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учить понимать причины успеха в учебной деятельности, определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Регулятивные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений принимать и сохранять учебную задачу;
- учить планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- учить осуществлять пошаговый и итоговый контроль по полученному результату под руководством учителя;
- продолжать работу над развитием умений анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
Познавательные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам, находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- формировать умения анализировать информацию, выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений учащихся принимать участие в совместной работе коллектива, координировать свои действия с действиями партнеров, осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- учить вести диалог, работая в парах, группах, допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- продолжать развитие умений задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- продолжать работу над совершенствованием математической речи учащихся, умением высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Оборудование:
- предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, имеющие форму круга: зеркало, металлическая крышка для консервирования, салфетка круглой формы, тарелка, часы с круглым циферблатом;
- циркуль, листы нелинованной бумаги;
- сопровождающий пакет компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point;
- видеофрагмент;
- музыкальный фрагмент.
- Введение в тему занятия
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас. Если вы готовы к работе, то кивните мне и хлопните в ладоши. (Дети выполняют предложенные действия). Я вижу ваши веселые лица, значит, настроение у нас отличное, а вот занятие нам сегодня предстоит необычное. Рассмотрите предметы на столе. Что общего вы заметили у этих предметов? (учитель показывает каждый предмет)
Дети рассматривают предметы: зеркало, металлическая крышка для консервирования, салфетка круглой формы, тарелка, часы с круглым циферблатом.
( Предметы, которые человек использует в своей жизни. Думаю, что мы будем сегодня говорить о том, как эти предметы связаны с математикой, с геометрией. Все предметы имеют круглую форму. )
- Учитель рисует на доске круг и спрашивает : Что я начертила? ( окружность, круг)
Учитель: Итак, прозвучали два важных геометрических понятия: круг и окружность. (Записывает на доске эти понятия). Понятия нам знакомые. Давайте сформулируем тему нашего занятия: (открывается слайд) «Окружность и круг». Предположите задачи нашего занятия:
- повторим понятие круг
- повторим понятие окружность
- узнаем новое
- чертить.
Учитель: Вы правы. По ходу занятия мы уточним задачи. А в конце занятия подведём итоги и вернёмся к выдвинутым предположениям.
2.«Минутка воображения»
Учитель включает аудиозапись музыкального фрагмента.
Учитель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы на берегу водоема. Золотая осень. Тихий день. Легкий осенний ветерок колышет прибрежные травы. Вода как зеркало: спокойная и гладкая. Вы берете камешек и бросаете его в воду. Представьте, что произойдет. Если вы готовы говорить, открываем глаза. (высказывания детей)
Учитель: А теперь ребята, поработаем в парах. Рассмотрите рисунок. Какой рисунок показывает, как будут расходиться круги на воде?
При обсуждении возникают разные мнения детей.
Паре, которая сделала вперёд предлагается выйти и показать к доске на слайде.
Учитель: Кто считает также?
Знаете, ребята этот опыт мы с вами не сможем проделать сейчас, но с одними знакомыми детьми мы сделали это осенью. Посмотрим сейчас с вами и проверим правы ли мы?
Демонстрируется заранее снятый видеосюжет «Круги на воде», в котором проводится практический опыт по описанной ситуации в естественных условиях. Дети убеждаются, что правильным рисунком является изображение №4.
Учитель: Какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: Изображение №4 является правильным ответом на поставленный вопрос.
Учитель: Ребята, как вы думаете, на что похож брошенный камень в понятиях геометрии? ( геометрия – это раздел математики изучающий фигуры). Он похож на центр круга, точку.
Практическая работа
Учитель: Ребята, возьмите циркуль, поставьте точку, которая является центром и начертите геометрическую фигуру. Что вы начертили? (круг, окружность). Мы с вами употребляем два понятия «окружность» и «круг», глядя на один и тот же чертёж. Сделайте вывод, как же отличить окружность и круг?
Дима: Я думаю, что окружность - это только линия, а круг – это всё, что внутри самой линии.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Учитель демонстрирует вывод о различиях окружности и круга на слайде:
Здесь ты видишь окружность и круг.
Самое главное то, что окружность – вокруг.
Окружность может быть красная, синяя,
Но всё равно это ЛИНИЯ.
3. Работа с циркулем. «Оград узор чугунный»
Учитель: - Ребята а сейчас посмотрите такие фотографии и послушайте стихотворение.
Учитель демонстрирует слайды с фотографиями оград и ворот Санкт-Петербурга. Читает стихотворение:
Учитель:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный… ( А.С. Пушкин)
Прекрасный Пушкин, прекрасный Петербург. А что вы увидели?
Как это связано с нашей темой?
Учитель: Вот такие замечательные ограды создают архитекторы. Я предлагаю вам сейчас поработать архитекторами. Будем продолжать учиться работать циркулями. Посмотрите ребята на эскизы ( небольшой набросок будущей работы), в их тоже можете использовать. На это я вам даю ровно 5 минут.
Ребята выполняют творческое задание. Обсуждаются и демонстрируются орнаменты.
Учитель: Ребята, посмотрите какие у вас получились эскизы, но это ведь только начало, поэтому я предлагаю вам доделать дома, а в понедельник показать своему классу, что у вас получилось.
- Поделитесь своими открытиями. Дайте оценку работе.
- Ребята, давайте вернёмся к началу нашего занятия и вспомним какие задачи мы с вами ставили.
- Занятие закончено, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Деятельностный подход - основной подход к современному уроку
Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....