Здоровье сберегающие технологии на уроке
статья ( класс) на тему

Колесникова Оксана Васильевна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

«Инновационный подход к формированию здоровьесберегающего пространства образовательной организации»

                                                                         

                                                                                                  «Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным,

                                                                             сделайте его крепким

                                                              и здоровым».

                                                                                       Ж.-Ж. Руссо

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Поэтому на наших уроках мы должны уделять внимание здоровью ребенка и проводить различные физминутки.

На своих уроках я провожу следующие физминутки:

  • Упражнения для снятия общего утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастику для глаз;
  • Упражнения, корректирующие осанку.

Пальчиковые игры

В начальной школе мы продолжаем развивать мелкую моторику рук, ведь ещё  В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».  

На своих уроках я применяю различные игры и гимнастики для пальцев и рук.

Перед работой в тетрадях я  провожу небольшой массаж пальцев.

Один из них:

Дети поочередно соединяют пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять!        (Хлопают в ладоши.)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, (Поочередный массаж

Самый толстый и большой.        пальцев.)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их  и ребята с удовольствием приступают к работе.

Очень нравится моим детям пальчиковые гимнастики

 1.«Ладошки, кулачок, ребро» (слайд 2)

  1. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

           Каждый хочет победить и награду получить. (слайд 3)

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) (слайд 4)

    «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

«Массаж рук грецким орехом» (слайд 5, 6)

(Катаем орех между ладонями)

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Игра с шестигранными карандашами» (слайд 7)

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу».

На уроках провожу зарядку под музыку, когда дети или я показываю упражнения и мы их выполняем (слайд 8, 9) или включаю готовую физминутку дети смотрят и выполняют движения.

Игра «Солнышко» (слайд 10)  - развитие моторики рук, дети учатся поддерживать друг друга.

Двигательно-речевые физкультминутки

Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей.

Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

Упражнение «МОЙ БРАТ»*

Есть у меня братишка,

Смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет),

Я сижу, и брат … (сидит),

Я бегу, и он … (бежит),

Мяч беру, и он … (берет),

Мяч кладу, и он … (кладет),

Куст стригу, и он … (стрижет)!

Ходьба на месте.

Импровизация движений, соответствующих смыслу стихотворения.


Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком 
(вытянули руки вверх,соединили ладони)
Он был путешественник-гном. 
(руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: 
(прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква! 
И на стрекозе летал: 
(машем руками)
Ух, высоко! 
(встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: 
(плывем любым стилем)
Буль-буль-буль! 
Ездил он на черепашке: 
(руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ! 
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, 
(качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, 
(руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! 
(шаги на месте)

«Буратино потянулся,            

 Раз – нагнулся, два – нагнулся,

 Руки в стороны развел,         

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать»

Упражнения для профилактики  осанки

Конечно, необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы.

 «Поднимаем руки выше»

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

 Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками

— Раз, два, три, четыре, пять. А

 теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом.

 Шире руки разведем.

«У меня спина прямая»

У меня спина прямая,  (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)

Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три, четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.)

Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Для поддержания осанки мы с родителями договорились пошить мешочки на голову для детей. (слайд 11) Размеры 13х10, насыпана чечевица 480 гр.  Их также можно использовать для выполнения упражнений и для массажа пальцев.

Нашим детям приходится искать информацию в учебнике, смотреть на интерактивную доску, поэтому необходимо проводить упражнения  для глаз.

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (
Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)

1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

 Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

  1. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз;
  2. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
  3. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

4. «ФИЛИН». Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт 1-5, широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счёт 1-5. Упражнение повторить 4-5 раз.

Для работы с наглядностью использую подвеску (слайд 12). На ней располагаю дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Если нет подвески можно повесить на занавеску (слайд 13) или натянуть по стенки верёвку и закрепить там. В результате этого дети не прикованы к партам, находятся в движении. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.

Ещё есть «варежки массажоры» (слайд 14), но пока их только две поэтому на перерыве дети подходят берут и делают себе массаж спины, плеч.

Мы учителя можем и должны на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей (слайд 15). Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

 У меня всё. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана с...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Здоровье сберегающие технологии на уроках начальной школе.

Анализ применения здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочное время....

Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальных классах.

Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое Поэтому работа п...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это...