Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС
статья ( класс) на тему
В статье показана работа специалистов с детьми ОВЗ через опытно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС
Фонарева Лариса Александровна, учитель-логопед
Киктева Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог
Жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Поэтому все большее значение приобретает поиск новых путей обучения, направленных на развитие ребенка с ОВЗ. Современным направлением в работе с особыми детьми является использование такого вида деятельности как опытно - исследовательская.
Известная методическая формула цель-средство-результат работает лишь тогда, когда педагог стремится обучать детей в деятельности. Только тогда мы можем достичь в работе с ребенком того уровня его развития, который максимально соответствует его возможностям. Именно системно - деятельностный подход обеспечивает получение знаний детьми через практическую работу. Любое занятие должно стать площадкой деятельности. Если раньше ребенок получал знания в готовом виде, то сейчас он под руководством педагога формулирует проблему, учится задавать вопросы, планирует свою деятельность, решает поставленные задачи, а затем делает выводы и исправляет ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом.
Соответственно роль педагога сегодня уже другая. Он должен строить обучение таким образом, чтобы дети выступали активными участниками этого процесса и самостоятельно, при умелом руководстве педагога, добывали знания, т.е. не были сосудом, который нужно наполнить, а стали факелом, который нужно зажечь.
Поскольку в нашем учреждении большинство детей с ЗПР и нарушением речи системного характера, то коррекционная работа строится с учетом этих особенностей. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Для решения поставленных задач, специалисты нашего учреждения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель коррекционной ритмики, преподаватель театральной студии) проводят специально организованные занятия по естественнонаучной теме «Природа звука» и используют коррекционные игры и упражнения, развивающие познавательную активность, кругозор, речевой и фонематический слух, слуховое внимание, ритмический и музыкальный слух и интонационную выразительность речи. Содержание практического материала разработано в соответствии с требованиями ФГОС, формирующие у учащихся УУД, которые обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Учитель-дефектолог проводит демонстрационные опыты, пробуждающие у детей интерес к процессу познания окружающего мира, такие как: «Пекарская бумага», «Камертон», «Песок на бубне», «Звуковая пушка», «Воздушный шар», «Проигрыватель и свеча», «Фокус с бокалами», «Ложка-колокольчик», «Чудесный стол», «Веревочный телефон», «Орган из бутылок», «Звуковые волны».
Учитель-логопед использует в коррекционной работе игры, развивающие слуховое внимание, речевой и фонематический слух: «Угадай, что шумит», «Звуковая память», «Звучащие предметы», «Слушай в оба», «Угадай, чей голосок», «Улавливай шепот», «Телеграф», «Звенит – жужжит», «Звуковые эффекты», «Звучащие стихи и сказки».
Учитель коррекционной ритмики учит передавать средства музыкальной выразительности через движение: «Ритмическое эхо», «Кто стоит сзади», «Ритмический диктант», «Громко – тихо», «Быстро – медленно», исполняет с учащимися музыкально – ритмические упражнения с использованием ударных инструментов.
Преподаватель театральной студии учит детей овладению средствами интонационно – пластической выразительности с помощью речевых сценических упражнений: «Орган», «Проколи шину», «Звуковая цепочка», «Словесное эхо», «Краски голоса», «Маски».
Таким образом, системно – деятельностный подход эффективно решает задачи адаптации учащихся в современном мире, облегчает процесс обучения школьников, имеющих индивидуальные трудности в обучении, развивает интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка и максимально раскрывает его возможности.
Литратура
1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М., 2003.
2. Кинингер М. Серия «Дети знакомятся с естествознанием» – М., 2011
3. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми – М.: 2001.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
6. "Издательская группа "Контент" Мои первые научные опыты, Словакия, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Реализация системно-деятельностного подхода в УМК "Перспективная начальная школа"....
Статья "Системно-деятельностный подход к работе с обучающимися в ГПД в период перехода на ФГОС НОО"
Статья посвящена работе воспитателей групп продлённого дня в период перехода на ФГОС НОО...
Применение системно-деятельностного подхода в работе с учащимися, имеющие трудности в обучении.
Главная задача учителя создать ситуацию успеха...
Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...
Системно - деятельностный подход в работе классных руководителей.
quot;Если вы хотите воспитывать - организуйте деятельность" А. С. Макаренко...
«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому я планиру...
«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....