Внеурочная деятельность.
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Беденежная Елена Дмитриевна

Опыт работы по социальному направлению внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl.na_pedsovete.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ МилютинскаяСОШ

Внеурочная деятельность.

Социальное направление.

Учитель: Безденежная Е.Д.

«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни.

Дети – это будущие граждане нашей страны...

Они будут творить историю...

Это – это наши будущиеотцы и матери.

 Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохоевоспитание – это наше будущее горе»

А. С. Макаренко.

Социальное направление. Общественно- полезная деятельность.

Основным содержанием направления является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели. Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

 Цель: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности.

 Социальное направление в программе осуществляется через организацию работы кружка « Солнышко в окошке». Его работа направлена на воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желанию трудиться.

Целью реализации социального направления является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер обучающихся, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

 Социальное направление. Деятельность педагога направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, тематические праздники, просмотры фильмов, экскурсии в музей, на природу, викторины, выставки, коллективные творческие дела.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

 формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

 формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

 увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

 реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Целесообразность социального направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта при получении начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

 формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 формирование основы культуры межэтнического общения;

 формирование отношения к семье как к основе российского общества;

 воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению

Программа кружка «Солнышко в окошке» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. 
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Солнышко в окошке» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.  Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.                                                                                                                          

Программа «Солнышко в окошке» рассчитана на  68 часов  (2ч в неделю)                                                                                                                                                                                        

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

     оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам;
  • можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Предполагаемые результаты реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

  • выявить уровень знаний учащихся о природе;
  • выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
  • определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

  • распределение работы между участниками;
  • умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
  • владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
  • умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....