Технология критического мышления
статья на тему

Ленченкова Надежда Анатольевна

Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1826075541.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления»  в

начальной школе.

Цель: 1. Формирование критического  мышления в процессе обучения русскому языку, литературному чтению и через уроки окружающего мира на основе применения приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ).

2.Формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.

Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие Задачи:       

-Сформировать у учащихся  универсальные учебные навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

- Создать необходимые условия эффективного использования на уроках приёмов  технологии ТРКМ для развития творческого потенциала учащихся;

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Актуальность.        

  Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

   Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика  и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» дистанционно в Методической Мастерской Дома Учителя г. Екатеринбурга и выполнив задания, зачёты, разработки уроков, я применила в опыте работы её стратегии и приёмы (имею свидетельство о прохождении курсовой подготовки)  

Ожидаемый результат:

1. Учащимся 4 класса к окончанию начальной школы овладеть ключевыми  компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными  ( самоменеджментом).

2. Научиться  пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.

3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..

4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

 В течение ряда лет мной  применяются в опыте работы приёмы  современной образовательной технологии (СОТ) Технологии развития критического мышления   (ТРКМ), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной школе, как и  при формировании коммуникативных универсальных учебных действий ФГОС

       Цель ТРКМ: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

  - Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы        

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

         Изучив технологию ТРКМ, я применила  приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на  уроках. Приведу, как  пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»),  таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»),  «Концептуальная таблица», «Таблица – синтез».

   

   Приём «Концептуальная таблица»

      Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём  применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

             +

                  _

Сами устраивают себе жильё

           

              +

 

                   _

Выводят потомство и ухаживают за ним

               

               +

                   _    +

Защищаются от врагов

               +

                    _

                   Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)

Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

 200 – 500м

500 – 800м

                                   Концептуальная таблица

Линии сравнения

      Холм

Гора

подошва

         +

      +

склон

          +

      +

вершина

          +

      +

высота

           невысокий

       +

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Приведу пример из опыта работы. Синквейн (на стадии Рефлексия): - задание в группах (предмет «Мир вокруг нас»)

            Гора                                                                  Холм

       Каменная крутая                                            Невысокий, пологий

Стоит, белеет, возвышается.                      Зеленеет, цветёт, уменьшается          С подошвой, склонами, вершиной.                   Склоны губит овраг –        

 Высота!                                                                      Земля…

 Учащиеся 2 класса, работая в группах, составили следующие синквейны по теме «Дикие животные» :

1 группа: (по картинке):                                          2 группа:

Утка                                                                            Лиса

Красивая, водоплавающая                                Рыжая, хитрая

Гнездится, выводит и учит.                             Охотится, кормит, заботится

Насекомыми, водорослями питается.              Роет нору для лисят

Дичь!                                                                    Хищница.

3 группа:   Тигр

                  Амурский, полосатый

                  Украшает, властвует, исчезает.

                  Обитает в Дальневосточной тайге.

                  «Красная книга». ( Зверь)

 Синквейны  составлены учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово  «Ученик»

                  Ученик

                           Любознательный, старательный

                           Читает, пишет, считает

                            Учится, умеет петь  и рисовать.

                            Школьник.

:  Ученик

                    Терпеливый, внимательный

                    Читает, изучает, запоминает, развивается.

                     Он хочет стать учителем.

                     Отличник.

Ученик

                           Красивый, умный

                           Учится, рисует,  пишет, соревнуется.

                          Он старается хорошо трудиться.

                           Друг.

         Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся справились с заданиями , соответствующими «Шляпе» в своих группах. Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты):  (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я  добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего,  пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль  не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

 «Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел  ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно,  мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером,  сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

       Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

      Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. А в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

На уроках литературного чтения во 2 классе совершенствовался  приём  «Шесть шляп мышления», например, при изучении текстов В.И.Белова «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку», В.Бианки «Мышонок Пик» и др..

    В 3 классе проведён открытый урок литературного чтения   по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».

Цель урока: Создать условия для творческого самовыражения учащихся на основе анализа сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

2.Развивать речь на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» и приёма «Синквейн».

3. Воспитывать нравственные качества - «добро побеждает зло»

Воспитывать эстетические чувства на основе музыки Римского – Корсакова,  иллюстраций художников И. Билибина, Врубеля. Оборудование: презентация к уроку, шесть разноцветных шляп, короны царя и царевны.  

     Специфика урока в том,  что на уроке были применены приёмы ТРКМ: «Шесть шляп мышления», «Синквейн», фазы урока «Рефлексия» и «Вызов».

   Применение приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» способствовало творческому самовыражению личности ребёнка при анализе сказки. Найдены ответы: Что позитивного было в сказке?  Что можно было бы изменить, почему что – то нельзя было изменить - иначе сказки бы не получилось? Учтены факты, связаны изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

 В творческих группах учащиеся составили синквейны по темам «Салтан», «Гвидон».

1 группа: Салтан                                        2 группа: Гвидон

Добрый, смелый.                                       Добрый, внимательный

Воюет, прощает, правит.                          Путешествует, правит, заботится

Салтан  правит своим царством.               Гвидон правит на острове.

 Царь.                                                                  Князь

        Анализ произведения  А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»                              на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» в 3 классе, открытый урок

«Чёрная шляпа»- Матвей: В сказке нарушены права человека: мать и сына посадили в бочку, засмолили и бросили в море – океан. Мне не понравилось, что повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха были завистливыми, глупыми и причинили столько горя родным. Не очень хорошим был поступок  Гвидона, когда он, превращаясь, то в комара, то в муху, то в шмеля кусал - жалил своих тётушек -  но он больше никак не мог защититься.

«Красная шляпа» - Катя: Я была рада и удивлена, что лебедь стала  Царевной Лебедью и именно она стала женой князя Гвидона. Я радовалась, когда Гвидон, сумел, пользуясь своим новым образом, наказать ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху. Как хорошо, что остров князя Гвидона был лучше, чем царство царя Салтана - это тоже, как наказание злым сестрицам. Хорошо, что семья царя Салтана была гуманнее других: добро победило зло.

«Зелёная шляпа» - Валя: Если бы я могла, то с самого начала подружила сестёр, посоветовала бы им жить дружно, одной семьёй, заботиться друг о друге, растить вместе маленького Гвидона, ведь царь Салтан уезжал на войну.

«Синяя шляпа»- Даниил: Сказка учит нас добру. Тяжёлые испытания пришлось вынести князю Гвидону и его матери – они были разлучены с отцом – мужем. На их право на жизнь посягнули близкие люди. Но князь Гвидон был честным, добрым человеком и был вознаграждён царевной Лебедью. Семья воссоединилась.

 На уроках литературного чтения в 4 классе, так же были применены приёмы: «Шесть шляп мышления», «Синкейн», «Эссе» и др.

   Задание по вариантам- приём «Синквейн» ( по теме: А.И.Куприн « Барбос и Жулька»)                                                                          

(К.К.)  Барбос                                                          (Аф. Д.) Барбос                               

широкогруд приземист                                     мохнатый, неаккуратный

дерётся, бегает, скулит                                     нападал, бегал, дружил

Свой двор от врага защитит                             Барбос – лучший друг Жульки

Пёс.                                                                      Пёс.

(Л.Д.)    Жулька

лицемерная, умная

улыбалась, ползала, не попрошайничала

Жулька – самый верный друг.

Собака.

Приём « Эссе» по произведению М.М.Пришвина «Выскочка»

1)  Меня зовут Екатерина, я учусь в 4 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки  Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.

 Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек  хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться  со своими сородичами.

  А я дала Бобику новый хлеб.

2) Меня зовут Даниил, мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. В рассказе М.М.Пришвина «Выскочка» меня удивило, что собаке часто меняли кличку, что она была охотничьей и  хорошим сторожем.

  Я наблюдал за своей собакой и видел часто: когда мимо неё  на улице проходили коровы, она лаяла на них, а они не обращали на неё внимания, поэтому её поведение было смешным. Однажды, в жаркий день, наша собака Мира даже вырвалась  из будки за стаей сорок и бегала за ними, как будто играла с ними в «догонялки».   Было и такое, когда сороки окружили Миру и хотели отобрать у неё косточку, но собака убежала  от них вместе с косточкой.

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности.

  Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

    1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

 Этот прием применялся мной на уроке «Мир вокруг нас. 4 класс» по теме « Михаил Васильевич Ломоносов», как итог: обобщённый сжатый рассказ о М.В.Ломоносове с привлечением заданий творческой тетради и презентации, выполненной учеником.

 

Пример личного задания по карточкам:

Аспект: групповая коммуникация – дискуссия. Работая в группе, добиться

поставленных целей, задач.

 Характеристика задания:

Название: Коммуникативная компетентность.

Предмет: Мир вокруг нас.

Класс:2

Уровень владения компетенцией: 1

Уровень сложности источника: 1 [текст на карточках, энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М.: Педагогика- Пресс, 1993г]

Задание: (в группах – 5человек, по абзацам):

Внимательно прочитайте текст. В течение многих лет вам необходимы будут знания об удивительном животном. Сообща ответьте на вопрос: хобот у слона – это нос?

Придумайте своё, уточняющее название хоботу слона.        

       Это интересно!

 1. Самое удивительное у слона на «лице» - хобот. Некоторые думают, что хобот – это такой необычный нос. На самом деле, это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт: наберёт в него несколько литров воды и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага: захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

 2.Самые крупные из слонов – африканские слоны. Рост их достигает 4м, а вес -7тонн. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. Путешествуют стадами или семейными парами, в которых около 10 -15 слонов, слоних, подростков и малышей. Правда, слово «малыш», к слонёнку можно применить лишь с натяжкой. Ведь даже новорождённый весит около 90 кг.  Рождаются слоны раз в три – четыре года.

  3. Обычно возглавляет стадо сарая опытная слониха. Ей подчиняются все. Порядок и взаимопонимание в стаде поддерживается с помощью особого «языка»: звуков, выразительных движений ушей, хобота, хвоста, всего тела. Слон – очень умное животное.

Индийский слон легко приручается и поддаётся дрессировке. Он может ходить под седлом, перевозить грузы, выполнять тяжёлые для человека работы, например, корчевать лес, выволакивать сквозь чащу брёвна и т.д.  А может быть и превосходной нянькой.

4. Бивни у слона – это сильно разросшиеся верхние зубы. Они дают очень ценный материал – слоновую кость, из- за которой слонов нещадно истребляли.

 Инструмент проверки:

Бланк для ответа группы:

Подчеркните правильный ответ, объясните вслух своё решение

  1. Хобот – нос –         «да»
  2. Хобот – нос –         «нет»
  3. Другие ответы:_____________________

   

Ключ: 1. хобот – нос – «да» - 1 балл

            2.хобот – нос – «нет» - 0 баллов

            3.хобот -    носогуб – 2 балла

                               длинноносогуб – 2 балла

                                рукогубонос – 2 балла.

           

         Выводы:  учащиеся легко справляются с различными видами информации, увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности,  вступают в диалог; умеют составлять выборочные, сжатые, от лица литературного персонажа пересказы; уроки имеют позитивный характер; все учащиеся имеют технику чтения выше нормы.

       

         Критический мыслитель (ученик):Формирует собственное мнение,совершает обдуманный выбор между различными мнениями, решает проблемы, аргументировано спорит,ценит совместную работу, в которой

возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения и осознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Работая в 1 классе, на уроках обучения грамоте в послебукварный период применяла приёмы ТРКМ ( Технологии развития критического мышления)  «Плюс- Минус- Интересно» и  «Шесть шляп мышления». На уроках математики, окружающего мира и  русского языка табличный приём «ЗХУ»  («Знаю». «Хочу узнать». «Узнал»)

   З    (Знаю)

 Х ( Хочу узнать)

У   (Узнал)

1.

1

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....