Выступление на районной кафедре начальных классов
учебно-методический материал на тему

Мониторинг сформированности УУД  у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnoy_kafedre_nachalnyh_klassov.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская СОШ № 1»

Кафедра учителей начальных классов

Выступление на тему:

Мониторинг сформированности УУД  у учащихся.

                 

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Первомайская СОШ»

Палёнова Евгения Владимировна

2015

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его результат. В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам школ и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы.        

       Конечно же, изменения распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.  

     Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «общеучебными») действиями понимаются способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. 

       Согласно требованиям ФГОС, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты - еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в начальной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. 

      Предметом  мониторинга  являются  метапредметные УУД на разных этапах своего формирования.

     Мониторинг проводится с 1 по 4 класс два раза в год (в сентябре и в мае) и  позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы.

     Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных диагностических заданий предметного или межпредметного характера.  

Я представлю вам по одной методике на каждый вид УУД.

Личностные УУД (1 класс)

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальныеучебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 —7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно

школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Коммуникативные УУД (4 класс)

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
  • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

  1. высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Регулятивные УУД (3 класс)

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8 - 9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст:

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2. 3—4 — средний уровень внимания.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Познавательные УУД (2 класс)

Исключение понятия

Цель: исследовать категориальное мышление, выявить уровень сформированности обобщения.

Оцениваемые УУД: обобщающие операции ребенка, возможность отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов и явлений и на их основе производить необходимые суждения.

Описание задания: Найдите лишнее слово в каждой строке и зачеркните его.

  1. Яблоко, морковь, капуста, перец, огурец
  2. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, кроссовки
  3. Ручка, бумага, карандаш, фломастер, маркер
  4. Корова, коза, лось, лошадь, овца
  5. Термометр, врач, учитель, медсестра, санитар
  6. Кресло, палас, диван, стол, кровать
  7. Бокал, тарелка, миска, посуда, салатник
  8. Сковорода, кастрюля, половник, скатерть, нож
  9. Белка, олень, жираф, зубр, волк
  10. Ромашка, тюльпан, мак, василек, бабочка

Уровни:

3 балла - высокий уровень - найдены все лишние предметы.

2 балла - средний уровень – 1-3 ошибки.

1 балл - низкий уровень - более 4 ошибок.

В  1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Все учащиеся распределяются по группам.

Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в последующих классах по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).

Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда  с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.

Результаты по классу доводятся до сведения педагогов, работающих в данном классе, что  дает возможность учителю - предметнику грамотно спланировать работу по развитию  метапредметных УУД. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово о кафедре начальных классов ГБОУ Гимназии № 1596

У каждого государства есть свои особенные черты. Начальная школа - это маленькое государство....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТИГНУТЫХ КАФЕДРОЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ГИМНАЗИИ №1 Г. ЛИПЕЦКА

Обобщение работы кафедры начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка.Цели и задачи кафедры вытекают из общегимназических: «Создание условий, способствующих реализации доступности, качества и эффекти...

Исследовательская деятельность младших школьников. Выступление на районном МО начальных классов.

Младшие школьники уже по своей природе исследователи их отличает любознательность, желание экспериментировать, искать истину.Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в ме...

Выступление на кафедре начальных классов МОУ "Саловская СОШ "

Изучение педагогических технологий, позволяющие формировать у школьников ключевые компетенции. ...

Выступление на Районном МО начальных классов

   Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребёнка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей жду...

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации».

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»....